Те, кто утверждает, что Венгрия в серии конфликтов с Украиной играет не в свою игру, а полностью в игру Путина - не правы. Не сто̀ит так шапкозакидательски преуменьшать амбиции и реальные возможности такого серьёзного противника как современная Венгрия во главе с премьером Орбаном. Эта недооценка противника сыграет против нас же. И при выстраивании линии обороны против происков Будапешта в Закарпатье и в отношениях нашей страны с НАТО и ЕС, и также при планировании успешной атаки в защите наших национальных интересов.
Другое дело, что ситуативно интересы путинской России и Венгрии Орбана в «раскачке» ситуации на Закарпатье и действиях против нашей страны здесь и сейчас полностью совпали. В силу чего Москва и Будапешт успешно координируют свои шаги в серии операций против Украины в этом сложном регионе. При желании можно назвать «раскачивание» ситуации в Закарпатье вторым фронтом, открытым Путиным в партнёрстве с Орбаном. А можно просто закарпатским филиалом основного фронта российской гибридной агрессии против нашей страны. В данном случае разница дефиниций определяющего значения не имеет. Поскольку суть остаётся одна и та же.
Причём первую скрипку в этих усилиях по координации усилий Москвы и Будапешта играет Кремль. Сказывается и большой опыт проведения масштабных пропагандистских кампаний (и в СССР, и в путинской России), и масштаб ставок в игре этого ситуативного альянса против Украины. Если Будапешт интересует максимальное усиление своего влияния всеми возможными мерами в отдельно взятом Закарпатье, то Москва пятый год ведёт куда более масштабную войну на разных фронтах. Её мега-цель - возвращения всей Украины в зону своего влияния.
Поэтому то, что в риторике московских пропагандистов выглядит вполне органичным и понятным, в повторении их венгерских «подручных» смотрится не естественным, искусственным.
К примеру, по поводу начавшихся украинских выборов спикеры Кремля в унисон регулярно озвучивают ключевую установку Москвы о том, что «для улучшения отношений с РФ украинский народ должен выбрать другого президента, поскольку при Порошенко этого улучшения не произойдёт». Тут всё ясно: Путину нужен другой президент в Киеве, который будут договороспособным – именно в том виде, как это понимают в Кремле. И с которым можно будет обсуждать интересующую Кремль конкретику в реализации основной задачи действий РФ в Украине с зимы 2014-го – возвращения Украины под свою опеку.
А теперь и глава венгерского МИДа Сийярто начал озвучивать тезис о том, что украинцам нужно выбрать другого президента. Потому что, мол, при решении частной задачи обеспечения прав этнических венгров в одном отдельно взятом Закарпатье с Порошенко «каши не сваришь». Но в его исполнении российский рефрен смотрится полностью «притянутым за уши». Потому что у Венгрии как члена ЕС есть целый набор эффективных инструментов обеспечения этих прав.
Это же относится и к повторению Будапештом российских пропагандистских штампов о «непопулярности у народа киевского режима», «разгуле национализма в современной Украине», «желании использовать карту венгров Закарпатья в предвыборной борьбе», «нарушении Киевом европейских принципов о двойном гражданстве» и т.п. У Сийярто их очень хорошо получается излагать в концентрированном виде, буквально в одном предложении: «Пока Украину возглавляет нынешний президент подстрекательство к ненависти к венграм со стороны украинского государства не прекратится, поскольку президент считает это способом получить определенную общественную поддержку, которая сейчас очень низкая».
В ближайшие дни обвинительная риторика Киева и Будапешта должна смениться реальными действиями: Украина до конца этой недели вышлет из страны венгерского консула в Береговом, а Будапешт в ответ - украинского консула из Венгрии. На этом конфликт не получит своего завершения, потому что и Москва, и Будапешт продолжат свою скоординированную работу по обострению ситуации в Закарпатье. Причём будут это делать как минимум весь ближайший год – до окончания осенних-2019 выборов в Верховную Раду.