«Зеленый свет Зеленой карте»

Международное страхование «Зеленая карта» – важный, социально значимый вид страхования ответственности, который является эффективным механизмом защиты имущественных прав автовладельцев, водителей, пассажиров и пешеходов как участников международного дорожного движения. Каждый украинский водитель, выезжавший на своем автомобиле за пределы страны, знаком с этим видом страхования.

Фото: forins.ua

Давайте посмотрим на актуальные показатели и новости «Зеленой карты». Что происходит, и как это влияет на украинских автовладельцев?

В первом полугодии 2018 было заключено 338,3 тыс. договоров «Зеленой карты», сумма премий по ним составила 640 млн. грн. По сравнению с первым полугодием прошлого года количество заключенных договоров выросло на 5,6%, что отражает общую тенденцию активного перемещения украинцев по дорогам других стран.

Украинские страховые компании выплатили по 2267 случаям ДТП за границей, в которых виновником был водитель автомобиля с украинской регистрацией, что составило почти 6 млн. евро страховых возмещений. Чаще всего аварии по вине украинских водителей происходят на территории Польши (почти треть всех ДТП), следом идут Россия (около 23%) и Германия (чуть более 11%). Такое распределение страховых случаев неудивительно, это страны, куда украинцы часто ездят по деловым и личным вопросам.

В свою очередь, в первом полугодии 2018 г. на территории Украины больше всего произошло ДТП по вине водителей из Польши (более 35% от общего количества ДТП по вине иностранных водителей) и Литвы (22,5%). Всего за таких водителей, имевших «Зеленые карты», пострадавшим украинцам было выплачено иностранными страховыми компаниями почти 284 тыс. евро страховых возмещений.

Одной из самых актуальных проблем украинской «Зеленой карты», к сожалению, остается оборот фальшивых и фальсифицированных полисов. В первом полугодии этого года за виновников ДТП, у которых был фальшивый или фальсифицированный полис «Зеленой карты», МТСБУ выплатило 80,7 тыс. евро. Если по количеству таких выплат лишь немного больше, чем за аналогичный период прошлого года – 33 и 29 соответственно, то по сумме в этом году выплачено на 60% больше.

Львиная доля выплат по фальшивым полисам проводится по ДТП, случившимся по вине украинских водителей в России (почти 70%) и Турции (более 12%). На эту неприятную статистику влияют сложная ситуация на востоке нашей страны, и фактическая «неконтролируемость» части нашей границы с Россией, что способствует активизации мошеннических действий.

МТСБУ и страховщики занимают очень жесткую и активную позицию в вопросе противодействия обороту фальшивых и фальсифицированных полисов «Зеленой карты». И у нас появляются новые возможности и инструменты для предотвращения противоправных действий.

Уже с 1 сентября этого года проверить наличие и подлинность полиса «Зеленой карты» могут уполномоченные службы (полиция, пограничники) других стран, пользуясь доступом к ЦБД МТСБУ. Это большой шаг вперед для того, чтобы системно выявлять любителей ложной экономии, которые предпочитают приобрести фальшивый или фальсифицированный полис «Зеленой карты». Напомню, что законы европейских стран строги и выполняются неукоснительно, а последствия для водителя с фальшивым или фальсифицированным полисом – весьма серьезны:

• если такого водителя останавливает местная полиция, проверяет полис «Зеленой карты» и обнаруживает, что он отсутствует в базе МТСБУ и соответственно является фальшивым , его ждет немаленький штраф

( например в Польше-1000 евро), автомобиль же, скорее всего, отправится на штрафплощадку. В определенных случаях, возможен даже сценарий, когда водитель будет задержан и отправлен в тюрьму до выяснения всех обстоятельств дела

• если водитель с поддельной «Зеленой картой» становится виновником ДТП за рубежом, то МТСБУ выплатит пострадавшему сумму за ущерб, но такому водителю-виновнику будет предъявлен регрессный иск (п. 42 ст. 40 закона «Об ОСАГО»). МТСБУ во всех случаях обязательно предъявит виновнику ДТП с поддельным полисом регрессный иск и взыщет ущерб согласно законодательству. Кроме того, такой автовладелец может быть привлечен к уголовной ответственности.

• суммы по регрессным искам могут быть очень и очень значительные. Например среднее ДТП в Германии «обходится» почти в 4000 евро. Суммы ущерба, если пострадал не только автомобиль, но и его водитель, пассажиры, могут исчисляться иногда сотнями тысяч евро и даже миллионами, и по ним тоже будет предъявлен регресс виновнику ДТП.

Кроме того, в ближайшие несколько месяцев будет организован постоянный обмен данными между Централизованной Базой Данных (ЦБД) МТСБУ и базой данных Госпогранслужбы. Взаимодействие между этими двумя базами данных открывает дорогу для он-лайн проверки наличия и подлинности полисов «Зеленой карты» украинскими пограничниками на пограничных переходах, и дает возможность проверить эту информацию по каждому автомобилю в ЦБД МТСБУ. Это означает, что такие проверки пограничниками наличия полисов «Зеленая карта» при выезде за рубеж станут обязательными и постоянными.

Мы рассчитываем, что эти меры существенно снизят количество украинских водителей, пытающихся выехать за границу с фальшивыми или фальсифицированными сертификатами «Зеленая карта». В результате европейские дороги станут более комфортными и безопасными для всех водителей, а имидж Украины как страны, чьи граждане ведут себя цивилизованно и по-европейски – укрепится.

Владимир Шевченко Владимир Шевченко , генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram