Борису Колесникову нужно очень хорошо подумать, чтобы его клуб мог стать вторым «Трактором»
Не в деньгах счастье
Триумф челябинского «Трактора» на Востоке и московского «Динамо» в Лиге лишний раз подтвердил, что в хоккее (в отличие от футбола) финансовые возможности клуба играют не ключевую роль. Первичны не деньги, а стабильная работа выстроенной системы. Пока толстосумы из «Газпрома» (СКА) и «Роснефти» (ЦСКА) мерились кошельками, приглашая ковальчуков, дацюков и брызгаловых, Валерий Белоусов (наставник «Трактора») и Олег Знарок (рулевой «Динамо») строили команды.
По оценкам российских журналистов, «Трактор» имеет наименьший бюджет в Лиге - $12-14 млн! «Динамовцы» в год тратят порядка $25 -30 млн. Казанский «АК Барс», омский «Авангард», питерский СКА, «Магнитка», уфимский «Салават Юлаев» и московский ЦСКА оперируют значительно большими цифрами: от $60 до $70 млн. Однако челябинские «медведи» выбили из Кубка Гагарина и «Авангард», и «АК Барс», а подопечные Знарока раздавили две армейские команды.
Финал антиподов
К одной цели герои сезона шли разными тропами. «Трактор» добился успеха благодаря продуктивной работе собственной школы, которая считается лучшей в России. К уже заматеревшим звездочкам Нестерову (20 лет), Карпову (21) и Кузнецову (20) добавился 18-летний Валерий Ничушкин. Игра юниора, который стал одним из лучших бомбардиров команды в Кубке Гагарина, стала настоящим откровением. В России его сравнивают с самим Валерием Харламовым, а за океаном безальтернативно отдают первый номер на грядущем драфте.
Органично в сугубо региональную команду опытнейшему Валерию Белоусову (трижды приводил к победе в Лиге «Авангард» и магнитогороский «Металлург») удалось вписать и поигравших легионеров (хотя редкий заморский орел захочет играть в Челябинске). Без канадского голкипера Майкла Гарнетта (30 лет), украинского защитника Геннадия Разина (35), американца Дерека Куинта (37), горячего финского парня Петри Коинтиолы (28) и белорусского «вожака» Костицына (28) челябинская молодежь не выстрелила бы. По мнению большинства специалистов, «Трактор» - единственная команда Лиги, которая играет в «советский» хоккей. Ставка на атаку, контроль шайбы, длинные передачи под синюю линию, «венские кружева» в чужой зоне – это и есть «Трактор».
В финале воспитанники Белоусова были биты апологетами североамериканской модели игры. Конек «Динамо» - это борьба у борта, набросы на «пятак», прессинг, постоянное давление на соперника. Их игра лишена изысков, но лучше подопечных Знарока «залезть сопернику под кожу» никто не может. В московском клубе нет звезд (да и «сборников» России тоже). Тренер, известный своим крутым нравом, с ними попросту не сработается. Знароку нужны «мужики», способные сыграть через «не могу». Такие как Цветков, Соин, Кокарев, наш Касянчук, Мосалев.
Ярчайший пример - Михаил Анисин (герой прошлогоднего финала), которого Знарок по ходу этого сезона отправил в фарм-клуб. Причина - отнюдь не слабая игра форварда, а характер. Анисин почувствовал себя звездой. Похожая история произошла и с чехом Петржалеком. Один из лучших бомбардиров команды во время эпической серии со СКА был отправлен в резерв. Чех подумал над своим поведением, вернулся на лед (пусть и в четвертое звено) и забил решающие шайбы СКА и «Трактору».
Единственный динамовец, которому Знарок позволяет быть «звездой», это Александр Еременко. 33-летний голкипер стал чемпионом Лиги уже шестой раз (трижды с «Динамо»). Эту команду-династию Андрей Сафронов (генменеджер) и Олег Знарок собирали буквально по крупицам, приглашая игроков даже из МХЛ.
Выжженная земля
Тандем Сафронов-Знарок работает в «Динамо» уже пятый год, Белоусов прибыл в Челябинск два с половиной года назад. В питерском СКА, лидере «регулярки», тренера сменили по ходу сезона (чех Ржига потерял нити управления командой и был заменен на финна Яллонена), ежегодно меняют наставников в Магнитогроске и Омске, не может найти себе преемника в ЦСКА Виктор Тихонов. Пошел по этой скользкой дорожке и наш «Донбасс».
Президент клуба Борис Колесников не простил Юлиусу Шуплеру 9-го места в регулярном чемпионате. Хотя стоит признать, что чешский специалист свою работу сделал неплохо. Пан Юлиус на пустом месте слепил довольно крепкую команду, которой лишь одной победы не хватило для попадания в зону плей-офф. Мог ли «Донбасс» выступить лучше? Безусловно, кадровый потенциал и бюджет клуба (по словам Колесникова, бюджет составил $41 млн) позволял надеяться на место в заветной восьмерке. К тому же, «Слован» - тоже дебютант КХЛ - с ходу занял 6-е место. Но сравнивать «Слован» и «Донбасс» было бы в корне неверно. Клуб из Братиславы под свои знамена сумел собрать весь цвет словацкого хоккея. У нас собирать оказалось некого.
Понятия «украинский хоккей», по сути, и не существует. Можно находить украинские корни у непробиваемого Терри Савчука (один из лучших вратарей в истории НХЛ), у великого Уэйна Гретцки, у Кейта Ткачука (капитана США 90-х годов), Петера Бондры (легенды словацкого хоккея) и Олега Твердовского (лучший защитник сборной России второй половины 90-ых), но они не являются «продуктом» украинского хоккея. Звёздных же воспитанников именно украинского хоккея можно пересчитать на пальцах двух рук: Христич, Федотенко, Касянчук, Годынюк, Поникаровский, Жердев…
Да и можно ли считать Украину хоккейной страной? Все наши успехи – это недолгий взлет «Сокола» в 80-ые годы. За киевский клуб тогда играли уроженцы Липецка Юрий Шундров и Анатолий Степанищев, воспитанник тольяттинской школы Вячеслав Ширяев, уфимец Рамиль Юлдашев, не аборигены Куликов, Голубович… Во времена независимости киевский клуб благополучно был похерен.
Современный украинский хоккей – это сборная, выступающая в третьем дивизионе, смешная лига из семи команд и полное отсутствие хоккейной инфраструктуры. Тот самый «великий» «Сокол» с трудом сводит концы с концами. У команды попросту нет денег на нормальное функционирование. Киевляне, из-за отсутствия средств, с большим трудом добрались в Донецк на матч за третье место против харьковского «Динамо». Зачем тогда Сергей Тарута остаётся владельцем «Сокола»? Еще хуже ситуация в киевском «Беркуте»: победитель «регулярки» не принимал участия в плей-офф из-за отсутствия денег. О каком развитии хоккея в таком случае может идти речь?
Не стреляйте в пана Юлиуса
Оазисом на этой выжженной земле выглядит Донецк, где выстраивается целая хоккейная пирамида: детская академия (возглавляют шведы) – «Донбасс-2» - команда МХЛ. Но стоит ли ожидать быстрой отдачи? Нет, нет, нет!!! Комплектоваться по примеру челябинского «Трактора» донецкий клуб будет нескоро. Как ни крути, но хоккей – это дорогой вид спорта и рассчитывать на массовость и быстрый «урожай» не стоит. Нужна кропотливая работа. А вот хватит ли терпения у руководства «Донбасса»?
В случае с Шуплером его как раз и не хватило. В Донецке хотят построить свое «Динамо» (об этом неоднократно говорил президент клуба), то есть команду со средним бюджетом (понятно, что тягаться с нефтяными олигархами невозможно), но не средней игрой. Однако донецким Знароком весельчак и балагур пан Юлиус не стал. Опять-таки можно говорить о временном цейтноте и пустом месте. Украинских хоккеистов, готовых играть в КХЛ, не было. Вот и пришлось звать легионеров из США, России, Швеции, Чехии, Финляндии. Создавать коллектив из хоккеистов с разным менталитетом, характером, хоккейным «воспитанием» было не просто.
Не обошлось без ошибок в селекции. Ставка на финнов (Туппорайнен, Пуйстола, Виртанен) не сработала. Шведский форвард Петерсен, начинавший сезон в первом звене, финишировал в четвертом. Эффективного генерального менеджера, знающего хоккейный рынок, в «Донбассе» не нашлось. Отсюда и разбалансированный состав. Возможно, стоило пригласить на должность консультанта опытнейшего Анатолия Богданова, который трудится ныне в ярославском «Локо».
Шуплеру пришлось создавать команду по ходу регулярного чемпионата. Возможно, боссам «Донбасса» стоило просто запастись терпением и в первом сезоне не рвать жилы, а проверить команду в тестовом эконом-режиме. Как это сделали в чешском «Леве». Год назад пражский клуб били все кому не лень. В этом сезоне «Лев» - это крепкий середняк и участник Кубка Гагарина.
Все же надо помнить, что хоккей – это не футбол, КХЛ – отнюдь не украинская Премьер-лига, а пригласить Семина (звезда НХЛ отказал Колесникову и уехал играть практически даром в родной Красноярск) и Кросби сложнее, чем купить Срну и Тайсона...