В конце минувшего года в Беларуси была опубликована статистика туристической отрасли: были, наконец, подведены итоги 2017-го и отчасти – представлены цифры по 2018-му. По этим данным, 19% белорусских туристов ездят в страны СНГ, 35,5% – путешествуют по странам ЕС, еще 45% – выбирают другие страны мира.
По данным за 2017 год, из Беларуси за границу выехали почти 730 тыс. человек. Но это учтены только те, кто выезжал организованно, то есть через турфирмы. Если же брать данные Госпогранкомитета, то границу белорусы в 2017-м пересекали почти 8,4 миллиона раз.
Топ-5 стран, куда белорусы ездили отдыхать в 2017 году, выглядит так:
- Турция – 19%
- Египет – 17%
- Украина – 13%
- Болгария – 9%
- Российская Федерация – 6%
Только по официальным данным, в Украине в качестве организованных туристов в 2017 году побывали более 91 тысячи белорусов. По предварительным данным за 2018-й – на четверть больше. Однако это лишь надводная часть айсберга – по словам специалистов, на одного «учтенного» белоруса-туриста, приехавшего в Украину, приходится четверо неучтенных, то есть путешествующих самостоятельно.
«Как ни крути, но это все же бывший Советский Союз. И у людей, выросших в СССР, нет психологического барьера, особенно если в прошлом они уже бывали в Украине. Им не нужно, чтобы о них турагентство заботилось, водило за ручку, заселяло в гостиницу. Все решается просто: взял семью, сел на машину или поезд, поехал в знакомые места, – сказала в комментарии для «Левого берега» Алиса Строганова, замдиректора одного из белорусских турагентств. – Современная молодежь, впрочем, тоже предпочитает обойтись без наших услуг. Они сбиваются в небольшие группки, находят через интернет знакомых в Украине, там, куда хотят поехать, через интернет же решают вопросы с проживанием, с билетами. И все!».
По свидетельству участников рынка, после 2014 года направленность туристических потоков из Беларуси в Украину очень сильно поменялась. Прежде ехали в основном в Крым и в Одессу. С начала 2014-го попасть в Крым стремится в 3-4 раза меньше белорусов, чем в прошлые годы (хотя в 2017-2018 годах цифры вновь начали быстро расти). Многие из тех, кто прежде каждое лето ехал в Крым, переориентировались на Одессу и прилегающий причерноморский регион.
Одновременно среди белорусов резко выросла популярность Львова – всплеск произошел в 2015-2016 годах и с тех пор не спадает. Во Львов едут те белорусы, которые прежде часто посещали Прагу, Краков и другие красивые города Восточной и Центральной Европы. Наконец, белорусы стали больше ездить на украинские лечебные курорты – например, в Моршин. Такие поездки стали дешевле из-за падения курса гривны.
Также увеличился в объеме религиозный туризм – поездки православных паломников по святым местам. Поскольку такие поездки обычно организуются церковными структурами и не централизованно, в государственную «туристическую» статистику они не попадают, а оценить их объем практически невозможно. Но сами прихожане белорусских храмов говорят, что подобные паломничества стали куда более частыми и массовыми.
Между тем, теперь уже Киев стремительно становится модным местом, куда старается приехать «продвинутая» белорусская молодежь, да и не только молодежь. Примерно то же самое было с Вильнюсом лет 10-15 назад – он в какой-то момент стал очень модным в среде белорусского «креативного класса», а там уже, следуя моде, подтянулись чиновники, бизнесмены и рядовые офисные сидельцы.
Теперь таким привлекательным становится Киев. Он в несколько раз дальше от Минска, чем Вильнюс, зато не нужна Шенгенская виза, а цены – еще ниже, чем в Вильнюсе. Но главное – дух свободы, которого так не хватает белорусской молодежи.
«Мы регулярно ездим в Киев с однокурсниками, с друзьями. На втором курсе множество раз ездили в Вильнюс, но Киев намного больше и разнообразнее. И здесь непередаваемая атмосфера, здесь люди не зажаты, они мыслят и ощущают себя совсем не так, как в Минске, – рассказала «ЛБ» Алина, студентка 4-го курса Белгосуниверситета. – К тому же Киев более «молодежный» город, чем, скажем, Вильнюс или Варшава, здесь больше ярких событий, интересных мест и тусовок».
Опять же, в «туристической» статистике Беларуси подобный туризм в Киев не учитывается. Если даже во Львов белорусские туристы все же больше покупают туры в агентствах, то в Киев проще съездить самому или в компании друзей. Благо, как правило, у кого-нибудь обязательно да окажутся контакты киевских друзей.
Наконец, остается такой специфический вид туризма, как поездки белорусских «челноков» в Украину за товарами ширпотреба и продуктами. Украинские цены зачастую в полтора-два-три раза ниже белорусских, что создает благоприятную почву для «приграничного туризма» в интересах мелкого торгового бизнеса.
«Знаете, как сегодня выглядит белорусская «челночная» торговля? Если в начале 90-х «челноки» ездили с сумками в Польшу, то сегодня едут в Россию и Украину. Из Минска едут в Москву, на китайские рынки. Из Гомеля едут в Чернигов, – сказал в комментарии «Левому берегу» Сергей Болотович, менеджер туристической компании «Астролан» (Гомель). – Все организовано неофициально, но очень хорошо. Между Гомелем и Черниговом курсируют частные маршрутки, хотя этих рейсов официально не существует. Люди заранее записываются на поездку, очень рано утром микроавтобусы в Гомеле собирают их прямо по домашним адресам, везут в Чернигов на рынок – закупаться. После обеда они уже дома. На следующий день товары уже на рынках Гомеля. Такой вот полностью теневой экономический туризм».
В 2019 году единственным значимым фактором риска для развития белорусского туризма в Украину может стать политическая нестабильность в треугольнике Минск – Москва – Киев. Осенью 2018-го, стараясь сохранить хорошие отношения с Владимиром Путиным на фоне очередного экономического скандала, Александр Лукашенко начал делать резкие антиукраинские выпады. А также инициировал ужесточение проверок на белорусско-украинской границе.
Через день после переговоров с Путиным в Сочи, 24 сентября 2018 года, на встрече с государственным секретарем Станиславом Засем и главой Госпогранкомитета Анатолием Лаппо Александр Лукашенко заявил, что Беларусь будет укреплять границы с Украиной, поскольку «мы видим, сколько оттуда идет сегодня беды для Беларуси, и в том числе оружия переправляется». Заявление вызвало громкий резонанс, ведь ничего подобного белорусская сторона не делала даже в пиковые моменты конфликта на востоке Украины.
Эксперты, впрочем, быстро пришли к солидарному мнению, что это заявление – проявление новой, более жесткой политики Беларуси в отношении Украины, продиктованной Москвой. По мнению белорусского политического обозревателя Юрия Дракохруста, причина заявления Лукашенко об усилении контроля на границе с Украиной – не в участившихся случаях провоза недозволенных товаров. Заявление белорусского президента, по словам Дракохруста, – это эхо сочинской встречи с Владимиром Путиным.
Впрочем, рядовым путешественникам от этого не легче. Белорусы, которые в последние месяцы посещали Украину, все рассказывают, что украинский пограничный контроль проходится легко, а вот «на белорусской стороне шмонают по полной программе, сумки выворачивают, если лекарства везешь – заставляют подробно объяснить, что за они и для чего, паспорта подолгу проверяют».
Понятно, что такое ужесточение действий пограничников и таможенников негативно сказывается на туристических потоках. Во-первых, пересечение границы затягивается на несколько часов (туристический автобус может стоять 2-3-4 часа, частный автомобиль – и все семь, если не повезет). Во-вторых, сами тотальные пограничные проверки у многих чисто психологически отбивают желание ездить.
Впрочем, под Новый год Путин и Лукашенко окончательно рассорились, после чего белорусский президент в очередной раз провозгласил «движение на Запад». А значит, вполне можно ожидать и демонстративное «обострение» белорусско-украинской дружбы. Так что и контроль на границе, вероятно, вновь станет менее напрягающим.