Причем главным оппонентом Аннегрет Крамп-Карренбауэр был не кто-то из партийных функционеров, а бывший глава фракции ХДС в бундестаге Фридрих Мерц, 16 лет назад «выдавленный» из большой политики усилиями Меркель. Мерц, любимец предшественника Меркель на посту председателя ХДС и нынешнего председателя бундестага Вольфганга Шойбле, считается антитезой и лично Меркель, и многим ее подходам во внешней и внутренней политики. И его избрание председателем ХДС означало бы для Меркель однозначное выражение вотума партийного недоверия. Более того, трудно себе представить, что в данном раскладе Меркель действительно могла бы, как планировала, остаться в кресле федерального канцлера до окончания легислатуры. И федеральным канцлером уже вскоре стал бы Мерц – если бы смог сформировать коалиционное правительство, конечно.
А Аннегрет Крамп-Карренбауэр, по меткому определению левого немецкого политика Сары Вагенкнехт – это Меркель 2,0. Только в отличие от Меркель, ее преемница не с востока, а с запада Германии и известна она стала как глава правительства небольшой федеральной земли Саар. В Сааре Аннегрет Крамп-Карренбауэр была популярнее многих политиков ХДС в других федеральных землях, считается, что именно ее успех на земельных выборах в 2017 году позволил христианским демократам остановить наступление социал-демократов и их тогдашнего лидера Мартина Шульца. Но у Аннегрет Крамп-Карренбауэр есть и опыт работы в «большой коалиции» с СДПГ на уровне своей федеральной земли – между прочим, одним из главных ее партнеров в этой коалиции тогда был Хайко Маас, нынешний министр иностранных дел ФРГ в кабинете Ангелы Меркель.
Не удивительно, что популярность Аннегрет Крамп-Карренбауэр решили использовать на федеральном уровне – и в феврале 2018 года она стала генеральным секретарем ХДС – пост, который занимала и Меркель до своего избрания председателем партии. И вот теперь новая функция – обеспечить преемственность власти.
Удастся ли это Крамп-Карренбауэр и Меркель, сказать трудно. За Мерца проголосовала почти половина делегатов партийного съезда во втором туре выборов. Это очень серьезный результат после 18 лет председательства Меркель. При этом госпожа канцлер собирается находиться на своем посту еще три года. А выборы председателя ХДС пройдут через два года. И вот тут-то станет ясно, удалось ли сплотить партию вокруг преемницы или христианские демократы решат сделать другой выбор – ну, допустим, не Мерца, избрание которого будет выглядеть черной неблагодарностью Меркель, а кого-то, кто не будет с ней ассоциироваться, но и не будет вызывать аллергию и воспоминания о партийной борьбе в тени Гельмута Коля и Вольфганга Шойбле.
Несмотря на то, что председатель ХДС не занимается вплотную внешней политикой, Аннегрет Крамп-Карренбауэр уже успела сделать несколько сильных заявлений – и о возможности ограничения доступа российских судов в турецкие проливы в ответ на разбой в Керченском проливе, и об ограничении мощности «Северного потока-2». И эти заявления, конечно же – не просто поддержка Украины, но и заявка на пост федерального канцлера.
Вопрос только в том, сумеет ли Аннегрет Крамп-Карренбауэр этим канцлером стать. Как я уже писал, ее нынешняя победа – это скорее последняя победа Меркель. А Крамп-Карренбауэр нужно будет добиться своих побед. Во-первых – переизбраться на пост председателя партии. А во-вторых – выиграть выборы. Без Меркель.
И тут у меня есть серьезные сомнения. Партия, так много лет зависевшая от популярности сильного лидера, быстро сдает, когда отказывается от его услуг. Так было с ХДС после ухода Аденауэра и Коля. Так было с британскими консерваторами после отставки Черчилля и Тэтчер. Так было с британскими лейбористами после ухода Блэра. Хотя во всех этих случаях казалось, что обновление партии как раз поможет ее популярности. Но ничего подобного! Потому что в тени гигантов никогда ничего серьезного не растет – и нужно время, чтобы партийный организм вновь научился генерировать сильные фигуры или чтобы эти сильные фигуры избавились от сравнения с предшественниками.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр предстоит еще доказать, что она – не Меркель 2,0, а Крамп-Карренбауэр номер 1. В противном случае она останется в истории просто как один из многочисленных председателей ХДС, появившихся после решения федерального канцлера больше не претендовать на руководство партией. Ну и как последняя большая победа Ангелы Меркель.