В Швеции 9 сентября состоялись выборы в парламент. Победу на них одержала правящая партия социал-демократов (28,4%, -2,6 п.п по сравнению с 2014 годом), которая вместе с союзниками из Партии зеленых и Левой партии набирает больше 39,4%.
Альянс правоцентристских партий (Умеренная партия, Партия центра, Либералы, Христианские демократы) набрал еще больше - 39,6% голосов.
Однако, как отмечает BBC, главный результат выборов - существенное укрепление правопопулистской партии "Шведские демократы". Она набрала внушительные 19,2% голосов (+4,7 п.п. по сравнению с 2014-м).
Популярность партии во многом обусловлена ее антииммигрантской риторикой, которая выглядит особенно привлекательной на фоне разразившегося в 2015 году в Европе мигрантского кризиса. Тогда Швеция приняла самое большое число беженцев в пересчете на душу собственного населения, опередив по этому показателю даже Германию.
С тех пор в стране неоднократно возникали скандалы, связанные с мигрантами, в том числе с завербованными здесь джихадистами, отправившимися воевать в рядах "Исламского государства", и с беспорядками в иммигрантских районах Стокгольма. Этим умело пользовались политики из "Шведских демократов".
Кроме того, партии удалось несколько подретушировать свой имидж: сейчас в ее повестке дня, помимо направленных против иммигрантов инициатив, значатся также защита прав животных, борьба за экологическое сознание и экономическая помощь пенсионерам.
Нынешний лидер "Шведских демократов" Йимми Окессон недавно оказался под огнем критики, когда во время одного из интервью отказался отвечать на вопрос, чьи взгляды ему ближе - Владимира Путина или президента Франции Эммануэля Макрона, а лишь выразительно поднял брови. Противники "Шведских демократов" тут же заявили, что для любого человека, придерживающегося демократических взглядов, ответ на этот вопрос был бы однозначным, и заклеймили лидера партии как сторонника российского президента.
Сами "Шведские демократы" при этом категорически отвергают все обвинения в симпатиях к Путину.
В шведском Риксдаге 345 мест. Для большинства необходимо 175 мест.
Ни один из традиционных блоков не получил в парламенте абсолютного большинства, поэтому формирование правительства будет затруднено, так как вступать в коалицию с правыми популистами никто не хочет.