В Сербии этнические венгры составляют самое многочисленное национальное меньшинство. На 7 млн населения здесь проживает 250 тыс представителей этой национальности. В сербском автономном крае Воеводина в 8 школах учебный процесс полностью происходит на венгерском, а в 68 - венгерском и государственном языках. Так же как и на украинском Закарпатье, в отдельных поселениях Воеводины есть места, где вы не услышите сербской, венгерский к вам обращаться и на заправках и магазинах в пограничной зоне.
Почему это не мешает сербской власти?
Во-первых, нацменьшинства в Сербии по закону имеют широкие права, а их полностью соблюдать Белград обязался еще и подписав соглашение об ассоциации с ЕС. Кроме того, для Сербии, пережившей межнациональные конфликты с этническими чистками, любые притеснения нацменьшинств были бы серьезным ударом по и без того не лучшей репутации.
Так, в уставе столице автономного края Воеводина городе Нови-Сад говорится, что наряду с государственным официальными языками здесь являются венгерский, словацкий и русинский, таблички на госучреждениях и органах местного самоуправления здесь продублированы на этих языках.
Для участия нацменьшинств в политической жизни страны Скупщина отменила проходной барьер для их партий. «Союз венгров Воеводины» - самая влиятельная из диаспоральных политсил, в этом созыве она является частью правящей коалиции, а ее представители занимают должности госсекретарей в четырех министерствах - образования, здравоохранения, сельского хозяйства и министерстве строительства.
Ты мне, я - тебе
Накануне президентских выборов в Сербии в этом году лидер Союза венгров Воеводины Иштван Пастор встречался с премьером Венгрии Виктором Орбаном, который приветствовал намерение сербских венгров поддержать кандидатуру Александра Вучича. В апреле 2018-го - выборы в Венгрии, а кого поддержат сербские венгры догадаться не трудно. Кстати, двойное гражданство в Сербии легальное, а власть не имеет ничего против массовой выдачи венгерских паспортов.
Дружественные связи Сербии и Венгрии цементируются большими финансовыми вливаниями. Так, правительство Венгрии в 2015 году выделило для сербских венгров 160 млн евро денежной помощи - цифра, которая вдвое превышает годовой бюджет всей Воеводины. Деньги предусмотрены на помощь фермерам и предпринимателям с венгерскими паспортами, то есть - своего электората.
Сербские власти в «ласковой мадьяризации» не видит угрозы. Хотя в Воеводине давно существуют сепаратистские настроения, а сам край является бывшей территорией Австро-Венгерской империи, венгерское нацменьшинство является преимущественно лояльным к центральной власти и идею отделения никогда открыто не поддерживала. А Будапешт не имел открытых территориальных претензий к Сербии.
Жертвы ради ЕС
Единственным серьезным испытанием для сербско-венгерской дружбы был мигрантский кризис, когда по так называемому балканском маршруту тысячи беженцев из Ближнего Востока через Сербию пытались попасть в Венгрию, а оттуда - в развитые страны ЕС. Тогда Виктор Орбан распорядился возвести вдоль границы стену, по которой пустили ток.
Оказавшись один на один с глобальной проблемой беженцев, да еще и за забором, Сербия назвала такой жест недружелюбным. Однако вспомнив, что Венгрия - чуть ли не единственный ее друг в ЕС, ссориться с Будапештом передумала. Белград принял мигрантский удар на себя, а Венгрия теперь публично заявляет о лоббировании интересов соседки в Евросоюзе. Недавно на встрече с министрами иностранных дел «Вышеградской четверки» с участием чиновников из других стран ЕС глава внешнеполитического ведомства Венгрии Петер Сийярто заверил, что приложит максимум усилий для продвижения Сербии на пути в ЕС. А также заявил об оборонных и политических рисках, если расширение Европейского союза затормозится.