На пространстве СНГ Казахстан до сих пор избегал серьезного обострения внутренней политической и социальной обстановки. Главная причина этого – эволюционная стратегия по развитию национальной государственности и суверенитета, а также жесткая позиция к желающим раскачать ситуацию.
А еще в случае Казахстана очевидна значительная, а в данном случае – даже решающая, роль личности в истории на высшем руководящем посту. Представитель еще советской номенклатуры Нурсултан Назарбаев смог переиграть не только российскую элиту времен "веселого" демократа Бориса Ельцина, но и мрачную реакционную диктатуру спецслужбистов имперского "прагматика" Владимира Путина, вступивших во владение Россией с начала 2000-х годов.
Вероятно, именно знание приемов и методов государственного управления по методам ЦК КПСС позволили Назарбаеву избежать многих постимперских кровавых ловушек, которые щедро раскидывала неоимперская Россия вокруг себя и которых не избежали многие постсоветские государства. Президенту Казахстана удалось использовать деятельность многочисленных транснациональных компаний для развития экономики своей страны, и развить многосторонние отношения с поднимающимся гигантом Китаем.
Однако этот выигрышный личностный фактор в развитии Казахстана имеет и существенный недостаток, который может перечеркнуть все усилия Назарбаева в ближайшем будущем. А именно неизбежная в обозримом будущем, вследствие естественных биологических причин, смена высшего руководства этой страны.
В современной казахской элите национального лидера-преемника уровня Назарбаева нет, так как современная авторитарная модель казахской власти просто не позволила подготовить себе замену из числа способных выдвиженцев. А принцип передачи высшей власти по азербайджанским лекалам – по родственной линии, в Казахстане не сработает, так как тоже отсутствуют подходящие и подготовленные наследники.
Таким образом, уже в ближайшем будущем перед Казахстаном встанет гигантская проблема как сохранить политическую и социально-экономическую стабильность страны в условиях смены высшей власти. Это прекрасно понимают не только китайские инвесторы, которые всемерно проникают во все сферы жизни Казахстана, но и российские неоимперцы. Однако, в отличие от современного по стилю "мягкого" активного проникновения китайцев, россиянам нечего предложить Казахстану, кроме силового прессинга и коварных "братских" действий.
Руководствуясь идеей возрождения "СССР-2" хотя бы в усеченном, "руссско-мирском" варианте, Кремль делает особый упор на использование опробованных агрессивных гибридных политических и силовых методов влияния. И везде - будь то Беларусь, Молдова, Украина или другие страны, локомотивом выступают русские и русскоговорящие граждане этих стран. Казахстан тоже в зоне риска.
Самый «яркий» пример, в результате чего льется кровь, мы наблюдаем в оккупированном Россией украинском Крыму и в захваченных отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
И, как показал украинский опыт, в качестве инструментария российского вмешательства используются, кроме армейских подразделений РФ с военнослужащими-"отпускниками" и просто "заблудившимися" без знаков различия, также и россияне (да и иностранцы тоже) в составе националистических и парамилитарных формирований пророссийской направленности.
Казаки-разбойники
Существенную роль в этих формированиях призваны играть и финансируемые Москвой так называемые "казачьи" формирования. Они используются как "гибридная" ударная сила для реализации интересов правящего режима Путина как в РФ, так и за границей. И Украина (а теперь уже и Сирия) не являются единственными объектами скрытой агрессии фсбшных "казаков-разбойников". В частности, в преддверии ожидаемой смены высшей казахстанской власти в Казахстане резко активизировались пророссийские организации, в том числе "казачьего" типа.
Так, 21-22 октября в Алматы запланировано проведение масштабного мероприятия пророссийских организаций – "Большого круга" так называемого "Всемирного союза казачьих атаманов" (ВСКА) под руководством "главного атамана" ВСКА, гражданина Казахстана (русского по национальности) Ю.Захарова. Примечательно, что в качестве причины проведения этого мероприятия названо "150-летие основания Семиречинского казачьего войска" - хотя реальная дата приходится на уже давно прошедшее 25 июля 2017 года.
При этом, проведение мероприятия казахских "казаков", по странному совпадению, практически совпадает с учениями "миротворческих сил" ОДКБ, которые будут проводиться с 16 по 20 октября “Нерушимое братство-2017” на военном полигоне Алматинской области Казахстана.
В ходе этих "миротворческих" учений, в которых значительный военный контингент составят подразделения 55 отдельной мотострелковой бригады вооруженных сил РФ, будут отрабатываться задачи реагирования на "нештатные" ситуации именно в Казахстане.
Новое – хорошо забытое старое
Кроме казаков на "Большом круге" "Всемирного союза казачьих атаманов" в Казахстане будут представлены и радикальные пророссийские организации, представители которых до этого неоднократно предпринимали усилия по расшатыванию ситуации в Северном Казахстане и созданию очередной пророссийской "народной республики" с последующей аннексией-"воссоединением" с Россией.
Напомню, в сентябре 1991 года в северо-казахстанском городе Уральск именно во время "400-летия уральского казачества" происходили ожесточенные столкновения между русскими и казахами. Причина беспорядков – политические требования пророссийских "казаков" вернуть Уральскую область Казахстана в состав РФ.
Следующая попытка организации российского анклава на территории Казахстана была предпринята в 1994 году в городе Усть-Каменогорск, где пророссийскими организациями был организованы выступления больше 10 тысяч русских.
В 1995 году вновь отличились казахские "казаки", когда на незаконных митингах в городе Алматы выдвигались политические требования "присоединения" уже всего Казахстана к РФ, при этом организатором антигосударственных беспорядков был "атаман" так называемого "Семиречинского казачьего войска" некто Николай Гунькин.
В 1996 году местные пророссийские "казаки" перешли от слов к делу, руководители так называемого “Кокчетавского отдела Сибирского казачьего войска” попытались организовать вооруженное восстание в Кокчетавской области Казахстана и создать пророссийское "государство".
Несмотря на жесткое подавление этих сепаратистских провокаций казахстанской властью уже в 1999 году предпринимается новая попытка организации восстания этнических русских в городе Усть-Каменогорск, главной целью которого являлось создание "отдельного" государства, так называемой "Русской земли". В очередной раз сработали казахстанские спецслужбы – заговор был раскрыт, а его организаторы и исполнители (в том числе 12 граждан РФ) арестованы и осуждены.
В 2000 году на казахстанском направлении "отметились" и неофашисты из "Национал-большевистской партии" РФ Эдуарда Лимонова, которые безуспешно пытались организовать аннексию Северного Казахстана.
Таким образом, только известных общественности серьезных попыток российских спецслужб организовать аннексию территорий Казахстана было достаточно много.
В ожидании момента
Сейчас вряд ли больше полутора тысячи участников мероприятия ВСКА 21-22 октября в Казахстане будут использованы российскими кураторами для прямой организации антигосударственных провокаций, нагнетания ситуации, содействия скрытым задачам российского военного контингента на территории Казахстана. Скорее всего, это пока прощупывание почвы - но с прицелом на будущее.
При этом, для координации и финансирования деятельности пророссийских "казаков" и других экстремистов могут быть использованы и структуры государственного “Россотрудничества” в Казахстане (в городах Астана, Алматы, Усть-Каменогорск, Костанай и Байконур). Оно активно помогает многочисленным казахстанским организациям пророссийского "культурного"; "религиозного" и "научного" направлений, которые могут активно задействоваться Россией в случае "нештатных" ситуаций в Казахстане.
Среди наиболее радикальных пророссийских организаций Казахстана можно назвать такие как "Семиречинская казачья община" ("атаман" Александр Щеглов); "Союз казаков степного краю" ("атаман" – Виктор Сахнов); "Сибирская казачья община"; "Акмолинская община казаков" (руководитель – Юрий Кашенков); "Ассоциация русских, славянских и казачьих общественных объединений в Казахстане" (руководитель – Сергей Терещенко); "Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана" и "Союз казачьих объединений Казахстана" (руководитель обоих – Юрий Захаров); областное общественное объединение Южно-Казахстанской области “Казаки” (руководитель – Д.Хрущев); "Русская община Казахстана"; республиканское славянское движение “Лад”, которое имеет 24 филиала по всему Казахстану (руководитель – Максим Крамаренко).
Так что сейчас они просто потренируются. И подождут удобного момента: ослаблении власти в Казахстане, что может случиться во время перехода полномочий по управлению государством от Назарбаева.
Держать порох сухим
Но не стоит недооценивать руководство Казахстана – оно наверняка понимает опасность новой беспредельной политики Кремля, которая сводится к агрессивному захвату чужих земель в рамках самовольно обозначенного "русского мира". И уже предпринимает ряд шагов.
Например, во время печально известных масштабных российско-белорусских военных учений "Запад-2017" президент Казахстана Назарбаев на всякий случай привел собственные вооруженные силы в состояние повышенной боеготовности. И провел собственные военные учения, которые стартовали со "внезапной проверки боевой готовности".
Ранее казахстанские представители в Совете Безопасности ООН поддержали инициативу о реформировании организации, в том числе и его руководящих органов, которые призваны гарантированно не допустить международную агрессию. Казахстан и дальше будет поддерживать разработку и принятие решений, направленных на адаптацию Совета Безопасности и всей системы ООН к современным угрозам и вызовам – в том числе, от государства-члена Совета Безопасности ООН.
Также за последний год главная спецслужба Казахстана – Комитет национальной безопасности, существенно расширила круг своих полномочий. Новые полномочия получила и Генеральная прокуратура, в связи с чем в этом ведомстве активно происходят кадровые перестановки.
Но самим громким и резонансным стало решение на высшем уровне о переводе казахского языка на латиницу, мотивируя необходимостью активно интегрировать Казахстан в международное сообщество.