ГлавнаяМир

​Приднестровские украинцы: "профессиональные" и настоящие

Члены украинской общины Приднестровья оказались перед выбором: либо встать на защиту Украины, борясь с пропагандистской клеветой, объясняя реальную суть событий в Украине и реальную роль России. Либо отмолчаться и уйти в тень. Верхушка украинской общины во главе с Боднаром свой выбор сделала – ушла в глухое молчание.

Фото: dumskaya.net

В первые годы существования непризнанной "Приднестровской Молдавской Республики" руководство украинской общиной оказалось весьма хлебной должностью. В отличие от молдаван Приднестровья, которые были вынуждены дистанцироваться от Молдовы, украинцам дозволялось любить Украину. В те годы это почти не противоречило государственной концепции "ПМР", и, даже до некоторой степени, официально поощрялось.

Разумеется, Россию правоверным приднестровцам было положено любить больше – но и Украину было можно слегка «полюбливать». И хотя уже тогда отношение к украинцам как к "приднестровцам второго сорта" (молдаване шли третьим) было очень ощутимо, эта второсортность компенсировалась тем, что Украина подкидывала приднестровской диаспоре всякие приятные и нужные вещи. И тот, кто пробивался к их распределению, становился богатым человеком.

Со временем, вокруг украинского направления сложилась устойчивая группа бессменных руководителей, во главе с несменяемым депутатом Верховного Совета «ПМР» Владимиром Боднаром. Его же супруга возглавила украинскую гимназию в Бендерах. Именно через них и проходило распределение бюджетных мест в украинских вузах для молодежи из Приднестровья.

Полномочный представитель Президента в Верховном Совете ПМР Владимир Боднар
Фото: стопкадр tv.pgtrk.ru
Полномочный представитель Президента в Верховном Совете ПМР Владимир Боднар

Но по мере похолодания между Россией и Украиной кланяться на две стороны становилось всё труднее. Особенно трудная ситуация сложилась после Майдана, аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Открыто выражаемая любовь к Украине – не говоря уже об осуждении российской агрессии стала в "ПМР" уголовно наказуемой.

Члены украинской громады Приднестровья оказались перед выбором: либо встать на защиту Украины, борясь с пропагандистской клеветой, объясняя реальную суть событий в Украине и реальную роль России. Либо отмолчаться и уйти в тень. Верхушка украинской общины во главе с Боднаром свой выбор сделала – ушла в глухое молчание.

Ни слова не раздалось оттуда ни о Майдане, ни о российской агрессии, ни о преследовании "КГБ ПМР" украинских патриотов, ни о потоках грязи и лжи, которые обрушивало на Украину "государственное телевидение ПМР". Приднестровская пропаганда в открытую говорила о "фашисткой хунте, захватившей власть в Киеве". На территории «ПМР» не таясь работали вербовщики террористов из "днр-лнр", устраивая фотосессии с флагами террористических "республик" в центре Тирасполя. Украинские общины "ПМР" молчали.

Фото: Мирослава Заец/Gordonua.com

Украина хоронила добровольцев, вставших на защиту от агрессии. Украинские диаспоры по всему миру собирали помощь добробатам и армии. Со всего мира в Украину ехали те, кто был готов с оружием в руках стать на её защиту. Украинские общины "ПМР" молчали. 

Да, были среди украинцев Приднестровья и те, кто открыто, невзирая на опасность, выступил в поддержку Украины. Их было немного. Их преследовали всеми возможными способами – похищали, запугивали, бросали в тюрьму. Их всех до единого, кто не сгинул безвестно (об этом в материале "Как в Приднестровье пропадают люди"), вынудили в итоге уехать из "ПМР", зачастую бросив все нажитое.

Руководство украинских общин "ПМР" прекрасно знало об этом. И тоже глухо молчало – ни слова не прозвучало с их стороны в защиту преследуемых. Эти "патриоты на зарплате" молчат до сих пор, уже третий год.

На что рассчитывает Боднар и верхушка украинской диаспоры? Очевидно, на то, что "КГБ ПМР" в любом случае заставит приднестровских украинцев молчать, а самых податливых - высказываться на камеру в поддержку существующей ситуации. 

Они рассчитывают на то, что посольство Украины в Кишиневе в такой ситуации не рискнет идти на конфликт – опасаясь, что это будет истолковано не с небольшой группой предателей Украины, а как конфликт с общиной в целом. В качестве спасательной версии традиционно продвигается версия о «вынужденном молчании ради спасения украинской громады». А хотя зачем нужна такая украинская громада, которую не волнует судьба Украины?

Между тем, всё обстоит именно так. Всем "немым согласным" во главе приднестровской украинской общины глубоко все равно и на Украину, и вообще на политику. Им важно одно – остаться на вершине приднестровско-украинских контактов. «Карманным украинцам», прислуживающим пророссийским сепаратистам, даже выгодна та охота на патриотов Украины, которую развернул "КГБ ПМР", вытесняя их из Приднестровья. Ведь верхушке общиной нужна безгласная и запуганная толпа, которая бы выражала ту «волю украинской громады», которую от её имени озвучит товарищ Боднар.

Такая приспособленческая позиция позволила Боднару стать доверенным лицом «президента» Евгения Шевчука в ВС «ПМР». Он ценит своё положение – молчит, когда надо, а когда его патрон велит - подаёт голос. В этой связи интересно одно из последних заявлений, сделанное им от имени всех приднестровских украинцев:

"Приднестровские украинцы попросят официальный Киев прекратить блокаду ПМР. Начать сбор подписей под соответствующей инициативой было предложено на прошедшем сегодня заседании общественной организации «Укрпросвита»". 

Получается, что полюбили они Украину как только приперло. Раньше ведь больше говорили о том, что Приднестровье - часть России, а в Киеве хунта. А теперь значит, без Украины никак.

При этом достаточно пройтись по местным приднестровским супермаркетам - "Шериф" и "Фуршет", чтобы оценить затрагивающую рядовых приднестровцев «блокаду».

Удивительным образом, находясь в "блокадном" состоянии Приднестровье одновременно пользуется всеми преимуществами режима Зоны свободной торговли СНГ и Зоны свободной торговли Молдова-ЕС. А также наращивает экспорт приднестровских товаров на рынок Украины и транзит их через украинскую территорию.

Если же есть "блокада", то почему на КПП "Кучурган" не протолкнуться в автомобильных и пешеходных очередях? А потому, что жители Приднестровья едут скупаться в Украину. Поскольку это именно местное руководство, на подтанцовках у которого выступает Боднар, устроило настоящую блокаду приднестровцам, подняв цены на продукты питания вдвое выше украинских.

Запретительные же меры направлены против контрабанды, которая давно уже составляет второй бюджет "ПМР" (значительно превышающий первый). Эта контрабанда наносит Украине прямой финансовый ущерб в сотни миллионов гривен ежегодно. А каждая пачка контрабандных сигарет и каждая бутылка контрабандного спиртного – это горсть патронов или банка консервов, недополученных бойцами в АТО.

Боднар не может всего этого не знать. Он совершенно сознательно обманывает, занимаясь антиукраинской пропагандой среди менее информированных граждан "ПМР" – и его призыв к снятию блокад больше направлен на них, чем вовне. И ведь ни один участник из верхушки общин не поднялся и не выступил с протестом. Не говоря уже о том, чтобы возразить Боднару публично. Страх оказался сильнее их украинства.

Зачем тогда Украине нужны такие "украинцы" вообще? Да, в Приднестровье постоянно проживает до ста тысяч граждан Украины с украинскими паспортами - но что кроме формального гражданства связывает их с Украиной? Где голоса протеста? Где украинское сопротивление - хотя бы глухое и пассивное?

Очевидно, эти вопросы стали возникать в последнее время и в посольстве в Кишиневе. Однако у дипломатов нет прямого выхода ни на членов громады, ни на проживающих в «ПМР» граждан Украины. Руководство общины в Приднестровье всё замкнуло на себя и делиться контактами не намерено. А это руководство – «в кармане» у "президента Шевчука". Который, в свою очередь, «в кармане» у Дмитрия Рогозина. Вот, собственно, и весь расклад украинских сил по Приднестровью.

Дмитрий Рогозин и Евгений Шевчук
Фото: novostipmr.com
Дмитрий Рогозин и Евгений Шевчук

Настоящие же украинские патриоты, жившие в Приднестровье, вынуждены уехать в эмиграцию – в Украину или Молдову. В самом Приднестровье "КГБ ПМР", начиная с 2014 года, практически полностью зачистил украинскую громаду от активных и инициативных патриотов: осталась инертная масса внизу и российская агентура сверху. В Приднестровье сегодня уже не видно попыток сопротивляться. Там склонили голову перед террором местной спецслужбы, курируемой из Москвы.

А кто не склонил – вынужден уйти в тень, ожидая, когда Украина предпримет что-то в ответ. Ведь далеко не все из живущих в "ПМР" украинцев подпали под влияние пророссийской пропаганды. Но люди не могут оказывать сопротивление в условиях жесточайшего полицейского террора, когда за неудачно сказанную фразу в поддержку Украины можно лишиться работы и оказаться в плотной разработке "КГБ ПМР".

Этим людям нужна помощь. В первую очередь, они должны постоянно слышать голос поддержки со стороны Украины – сейчас же он заглушается предательской верхушкой украинской общины.

Что предприняла в ответ Украина? 

Ничего.

Киев не настоял на создании альтернативных общин, неподконтрольных "КГБ ПМР" – а ведь руководство «ПМР», подгаживая Украине где только возможно, очень боится выходить на прямой конфликт с Киевом, слишком много существует болевых точек. Например, терроризирующие украинцев сотрудники «КГБ ПМР» постоянно ездят в соседнюю Украину - лечиться, отдыхать, закупать продукты. Сокращена до нуля помощь украинским школам в «ПМР». Не выделено в этом году квоты для поступления приднестровских украинцев в вузы Украины.

Украина молчит. Разве Киев уже списал Приднестровье и сдал сепаратистам 100 тыс живущих в регионе украинцев? 

Сергей ИльченкоСергей Ильченко, Украинский и молдавский публицист и политолог
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram