Предыстория
Чтобы понять, что происходит в Эритрее сейчас, следует начать с небольшого экскурса в историю этой страны. С 1881 года Эритрея находилась под итальянским правлением, но в ходе Второй мировой войны в 1941 году итальянцы потерпели поражение от сил Британии. После этого управлялась британской военной администрацией до 1952 года. В том же году ООН приняла решение признать Эритрею в качестве автономного субъекта федерации с Эфиопией, таким образом удовлетворив и эфиопские претензии на суверенитет, и стремление эритрейских сепаратистов обрести независимость. Но уже 10 лет спустя император Эфиопии император Хайле Селассие упразднил федеративное устройство страны и решил аннексировать эритрейскую территорию, тем самым спровоцировав продлившуюся 32 года войну за независимость Эритреи.
Конфликт завершился тем, что организация "Народный фронт освобождения Эритреи" (НФОЭ) и коалиция эфиопских движений сопротивления нанесли поражение коммунистическому преемнику Хайле Селассие, Менгисту Хайле Мариам. По соглашению с новым эфиопским правительством в апреле 1993 года в Эритрее был проведен референдум, в ходе которого эритрейцы практически единогласно проголосовали за отделение от Эфиопии. Таким образом 24 мая того же года Эритрея официально была провозглашена независимой, а уже 28 мая были принята в состав ООН.
Однако добрососедские отношения между странами не заладились. Хотя бы потому, что Эфиопия лишилась не только территории, которую считала своей, но и потеряла выход к морю, что отразилось на торговых соглашениях этой страны.
В 1995 году разгорелся вооруженный конфликт между Эритреей и Йеменом из-за территориальной принадлежности островов Ханиш. После продолжительного разбирательства международным судом в Гааге Йемен получил полное право собственности на более крупные острова, а Эритрее достались периферические островки юго-западнее более крупных островов.
На этом злоключения Эритреи не прекратились. В 1998 году вспыхнул новый кровопролитный конфликт с Эфиопией из-за спорных территорий. Война окончилась в 2000 году мирным соглашения. Международный арбитраж разделил спорные территории примерно поровну, однако обе стороны, по разным оценкам, потеряли от 20 до 60 тыс. человек убитыми. Кроме того, с 10 по 13 июня 2008 года Эритрея находилась в состоянии войны с Джибути. Это, а также обвинения в поставках оружия сомалийским повстанцам повлекло за собой санкции со стороны ООН.
Культура и религия
Война за независимость и другие военные конфликты оставили неизгладимый след в культуре Эритреи, что проявляется прежде всего в национальных праздниках. Например, три основных национальных праздника связаны с освободительной войной: 24 мая - День освобождения, 20 июня - День мученика, 1 сентября - праздник, который знаменует начало войны. Кроме того, национальный флаг Эритреи представляет собой сочетание флага НФОЭ и старого флага, который ООН предоставила Эритрее в 1952 году.
Длительная борьба Эритреи за самоопределение и независимость создала своеобразное ощущение государственности на основе общей судьбы. Это ощущение, однако, несколько нивелируется, среди прочего, тем, что в стране насчитывается девять этно-лингвистических групп. Доминирующей группой - численно, политически и экономически - является тигринья, которая говорит на одноименном языке и проживает в высокогорных районах. На высокогорье проживает также этническая группа мусульман под названием джеберти, которая говорят на тигринья, однако правительство Эритреи официально не признает ее существования. Кроме того, в стране есть такие этно-лингвистические группы, проживающие в низинной местности, как афар, беджа, билин, кунама, нара, сахо и тигре. Все они, за исключением тигре, являются относительно немногочисленными и не образуют однородных культурных или политических блоков.
Традиционно между жителями низин и высокогорья Эритреи сохраняются довольно-таки напряженные отношения, что объясняется старыми конфликтами вокруг попыток похищения скота, посягательств на землю и пастбищные угодья. Кроме того, многие этно-лингвистические группы после обретения Эритреей независимости оказались разделенными на части границами с Эфиопией, Суданом и Джибути, что делает трансграничные этнические союзы возможной угрозой национальной идентичности.
Эритрея не имеет официальных языков, но тигринья и арабский язык были официальными языками с 1952 по 1956 год, а сейчас используются в среде христиан и мусульман, которых в стране плюс-минус поровну. Английский и итальянский языки понимают некоторые слои населения.
Религиозной свободы в стране, по сути, нет. Хотя конституция 1997 года гарантирует свободу вероисповедания, в 2002 году правительство потребовало регистрации религиозных групп и под этим предлогом объявило вне закона почти все из них, кроме четырех основных - ислама, Эритрейской православной церкви, Евангелической (Лютеранской) церкви Эритреи и Римско-католической церкви. Остальные религиозные группы, среди которых отдельно стоит отметить Свидетелей Иеговы, подвергаются жестким гонениям, многие активисты подвергались пыткам и получили тюремные сроки. Поскольку сельское население Эритреи является глубоко религиозным, клиры и улемы (авторитетные знатоки теоретических и практических сторон христианства и ислама соответственно) играют важную роль в повседневной жизни своих последователей.
В силу того, что христианство и ислам одинаково признаются государством, соблюдаются основные религиозные праздники обеих религий. Некоторые этно-религиозные группы проводят обрезание в качестве ритуала посвящения во взрослую жизнь. При этом обрезание делают и мальчикам, и девочкам, как мусульмане, так и христиане.
Общество Эритреи разделено не только по этнической и религиозной линиям, но и по социальной. Традиционно, в составе многих этнических групп существовали низшие касты. Последний раб на территории современной Эритреи был эмансипирован в конце 1970-х годов. Если раньше элитой считались семьи землевладельцев, то после земельной реформы такая элита существовать перестала. Как правило, в сельской местности люди живут крайне бедно, а различия между бедными и богатыми здесь не слишком существенны: последние могут позволить себе иметь лошадей или мулов, на которых ездят на рынок, а знаком процветания считается демонстрация золотых украшений женщинами. В городских районах тем временем зарождается новая элита, состоящая из высокопоставленных государственных служащих, бизнесменов и эритрейцев, которые возвращаются из диаспоры в США и Европе.
Проблемы
Закрытость для мира. В последние годы Эритрея стала одной из самых закрытых стран мира. Здесь нет принадлежащих частным владельцам СМИ, а в мировом рейтинге свободы СМИ Эритрея разделяет позицию с Северной Кореей. Иностранных журналистов здесь также не приветствуют, кроме случаев, когда они согласны благоприятно отзываться о местной власти.
После обретения независимости власти страны предприняли ряд решительных мер для сокращения высокого уровня преступности в Асмэре. Так, столица Эритреи может похвастать одним из самых низких уровней преступности на континенте. Вместе с тем, большая часть страна закрыта для посещения иностранцами: для передвижения вне Асмэры требуется специальное разрешение, и даже посещение монастырей Эритрейской Православной Церкви осуществляется исключительно по спецпропуску.
В ООН критикуют власти Эритреи за то, что они не делятся информацией о ситуации с продовольствием в период засухи. В то время, как мировые агентства сообщают, что миллионы людей в странах Африканского Рога (Джибути, Сомали, Эритрея, Эфиопия) страдали от голода в 2011 году, эритрейские власти отрицали кризис.
Эритрея - это черная дыра для нас, мы не знаем, что там происходит. Но это не значит, что этого не происходит
— Мэтью Конвей, представитель координационного офиса ООН по гуманитарным вопросам
Между тем, Всемирный банк утверждает, что в силу своего расположения в Сахеле (тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге), Эритрея страдает от периодических засух и нехватки продовольствия, что препятствует усилиям страны в области развития. Вместе с тем, ВБ отмечает, что правительство Эритреи объясняет отсутствие проблем с продовольствием осторожным управлением запасами продовольствия.
Кроме того, в ООН озабочены ситуацией с правами человека в Эритрее, но ситуация не сдвигается с мертвой точки в силу того, что спецпредставителю организации было отказано во въезде в страну. По ее словам, в 2014 году поток беженцев из этого африканского государства объяснялся такими предполагаемыми нарушениями, как внесудебные казни, пытки, принудительный призыв на военную службу и преступления против человечности.
Власти. У международного сообщества есть ряд вопросов и к политической системе страны. Эритрея является унитарным государством с парламентской системой. Парламент избирает президента, который является главой государства и правительства сроком на 5 лет. Президент, в свою очередь, назначает свой собственный кабинет на утверждение парламента. Именно так должно быть теоретически. На деле же главой государства с 1993 года является 69-летний Исайяс Афеворки, который, похоже, будет оставаться на своем посту до победного конца. Выборы президента до сих пор не проводились и, как ожидается, в ближайшем будущем проводиться не будут. 150-местный парламент также бессменно заседает явно дольше положенного - с мая 1997 года.
Единственной легальной партией в Эритрее является Народный фронт за демократию и справедливость (приемник НФОЭ), возглавляемый президентом. При этом конституция, ратифицированная в мае 1997 года, но так и не вступившая в силу в полном объеме, гарантирует свободу организаций.
Бывшие бойцы НФОЭ занимают почти все высокие должности как в, так и вне правительства. Режим Исайяса Афеворки считается одним из самых репрессивных и параноидальных в мире.
Вместо страны, в которой правят закон и хорошее руководство, Эритрея, которую мы видим сегодня отмечена репрессиями и страхом. С момента обретения независимости верховная власть в Эритрее остается в значительной степени в руках одного человека и одной партии. Те, кто управляет страной, часто принимают решения своевольно и действуют безнаказанно. У народа Эритреи нет прав в управлении страной и мало контроля над многими аспектами своей жизни
— Майк Смит, председатель Комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Эритрее
Милитаризм. Из-за войны 1998-2000 годов с Эфиопией, в начале ХХІ века общество Эритерии характеризовалось, как военизированное. Таким оно считается и сейчас. Скудные средства и ресурсы страны тратились на военную технику и оборону, а большинство населения в возрасте от 18 до 55 лет были мобилизовано. На сегодняшний день все граждане должны в течение неопределенного срока либо отслужить в армии, либо отработать на каком-нибудь государственном предприятии. При этом попытки уклониться от службы или работ караются тюремным заключением, а в некоторых случаях, - смертью. Получить выездную визу эритрейцу призывного возраста практически невозможно.
Соседние страны обвиняют Эритрею в ведении милитаристской внешней политики.
Отсутствие социальных программ. Социальные программы в Эритрее практически не осуществляются, несмотря на то, что восстановление разрушенной инфраструктуры, переселение внутреннее перемещенных лиц и демобилизация армии представляют собой серьезнейшие проблемы для руководства страны. Правительство Эритреи гордится своей политикой самообеспечения, отвергая проекты помощи в целях развития, которые, как следует из его заявлений, не является приоритетом. Большинство международных НПО были высланы из страны в 1998 году, но вскоре были приглашены назад из-за гуманитарного кризиса, вызванного войной с Эфиопией. Правительство ограничивает развитие национальных НПО, при этом требуя, чтобы иностранная помощь направлялась через государственные организации.
После обретения независимости правительство Эритреи приняло закон об отмене всех традиционных механизмов землевладения, предоставив все права на владение земельными участками в стране государству. Соответственно, каждый гражданин страны старше 18 лет имеет право на получение долгосрочного узуфрукта (право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения) там, где он проживает. Впрочем, правительству Эритреи пока не удалось в полной мере реализовать новые нормы земельного законодательства. Проблема дефицита земельных участков остро стоит на густонаселенном высокогорном плато, поэтому любые реформы относительно распределения земельных участков оборачиваются волной негодования со стороны местных жителей.
Гендерное неравенство. Несмотря на то, что во время войны за независимость Эритреи женщины-бойцы служили бок о бок с мужчинами, культура гендерного равенства, которую пропагандировал НФОЭ, не смогла укрепиться в глубоко патриархальной культуре страны. Тем не менее, эритрейское правительство проводит политику модернизации и гендерной осведомленности, которая постепенно отражается на статусе эритрейских женщин.
Здравоохранение. Система здравоохранения Эритреи развита крайне слабо. Плохие санитарные условия в сельских районах и отсутствие водопроводной воды оборачиваются высоким уровнем младенческой смертности. Есть и многочисленные другие проблемы со здравоохранением, в том числе малярия и ВИЧ/СПИД, нехватка продовольствия, отсутствие квалифицированного медперсонала. В сельских районах нередко практикуется местная традиционная медицина.
Наука и искусство. Война отразилась также на развитии искусства и гуманитарных наук. В стране появляются художники, но основной тематикой из произведений является борьба страны за независимость. Правительство практически не выделяет средств на развитие искусства. Руководство Эритреи отдает приоритет развитию научных областей, которые относятся к реконструкции разрушенной войной страны. Приоритетное внимание уделяется также исследованию окружающей среды и сельскохозяйственному производству, с тем чтобы обеспечить продовольственную самодостаточность.
Единственный университет страны находится в Асмэре и принимает на учебу крайне ограниченное число студентов. Большинство жителей сельской местности не получают никакого формального образования, хотя богатые семьи пытаются отправлять своих детей на учебу в США и Европу.
Экономика. Сейчас экономика Эритреи практически полностью зависит от сельскохозяйственного производства. Около 80% населения живет в сельских районах и занимается сельскохозяйственной деятельностью, остальные 20% - торговцы и рабочие. Страна не экспортирует практически ничего кроме домашнего скота на Аравийский полуостров, а также соль (в стране налажена промышленная добыча соли из морской воды). В последние годы предпринимаются попытки добывать золото, что, как ожидается, станет важным источником доходов и развития Эритреи. Кроме того, в стране хорошо развита кустарная промышленность.
При этом производственная база в Эритрее обеспечивает внутренний рынок текстиля, обуви, продуктов питания, напитков и строительных материалов.
Беженцы. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), каждый месяц более 5 тыс. эритрейцев, в том числе несовершеннолетние без сопровождения взрослых, незаконно пересекают границу с Эфиопией и Суданом, спасаясь от тоталитарного режима Исайяса Афеворка. За время его правления из этой страны с 6,4-миллионным населением бежали порядка 400 тыс. человек, из которых более 100 тыс. по тем или иным причинам застряли в лагерях для беженцев в Эфиопии. Среди стран, которые эритрейцы выбирают своей конечной целью, - Судан, Израиль и Европа (в частности Швейцария, Швеция, Норвегия, Германия и Нидерланды).
***
В июне 2014 года Совет по правам человека ООН принял решение начать расследование ситуации в Эритрее. Аналогичные меры пока были приняты только в отношении Сирии и КНДР. Тем не менее, в глазах международного сообщества Эритрея - одна из беднейших стран мира - еще долгие годы будет оставаться государством-изгоем.