ГлавнаяМир

Генеральское лето

За день до второго тура президентских выборов в Египте власть в стране вновь полностью перешла к военным. Конституционному суду Египта удалось признать нелегитимными выборы в парламент страны по одномандатным округам – в связи с чем утратил легитимность весь высший законодательный орган.

Египтяне поддерживают на президентских выборах кандидата от исламистской партии «Братья-мусульмане» Мохаммеда Мурси
Фото: EPA/UPG
Египтяне поддерживают на президентских выборах кандидата от исламистской партии «Братья-мусульмане» Мохаммеда Мурси

При этом сама возможность проведения новых выборов остается под вопросом, так как по определению главы Конституционного суда Фарука Султана «парламент теряет власть, но не распускается». Показательно, что «Братья-мусульмане» – крупнейшая исламистская партия Египта, фактически контролирующая нижнюю палату парламента, после короткого замешательства (в ходе которого решение суда было названо государственным переворотом) все же признала его легитимность. Пришлось исламистам согласиться и с другим решением суда, объявившим неконституционным закон, который мог бы помешать участвовать во втором туре президентских выборов бывшему премьер-министру Ахмеду Шафику, поддерживаемому армией.

Таким образом, «арабская весна» в Египте все больше напоминает «оранжевую революцию» в Украине. Результатом народного выступления воспользовались военные, стремившиеся оттеснить от власти семью и ближайшее окружение престарелого президента Хосни Мубарака. Если учесть, что военные фактически правили страной после переворота, устроенного в 1952 году генералом Мохаммедом Нагибом – то можно говорить о простом восстановлении статус-кво. Кстати, как сам Нагиб, так и все – амбициозный полковник Гамаль Абдель Насер, самоуверенный маршал Анвар Садат и осторожный главный маршал авиации Хосни Мубарак – пытались «политизировать» Египет и оттеснить от власти военных. Нагибу помешал Насер, Насеру – ранняя смерть, Садату – убийство от рук радикалов, Мубараку – «арабская весна».

Теперь – если замысел военных увенчается успехом и они смогут добиться избрания Шафика на пост президента страны – армия сможет править Египтом по турецкому образцу, а президент уже никогда не будет угрожать интересам армии.

Солдаты египетской армии у Конституционного суда, который рассматривает запрет соратникам Мубарака принимать участие в выборах
Фото: EPA/UPG
Солдаты египетской армии у Конституционного суда, который рассматривает запрет соратникам Мубарака принимать участие в выборах

Это, конечно же, очень опасная игра. Военным могут помешать исламисты, пользующиеся большой поддержкой египетской улицы. Президентские выборы способен выиграть их ставленник Мохаммед Мурси – и тогда конфигурация власти изменится. Но надолго ли? Ведь если Высшему военному совету удалось без особых проблем избавиться от управляемого исламистами парламента, то почему бы им с помощью Конституционного суда не оправить в отставку президента – если с ним не удастся договориться? Конечно, каждый такой шаг – это как перемещение по минному полю. Однако генералитет мог считать, что передача власти от Мубарака сыновьям – решение куда более рискованное, запускающее необратимые процессы. И что лучше рискнуть вместе с народом, чем потерять вместе с Мубараком.

Вопрос «что изменилось в Египте после революции» лучше и не задавать. Как и в украинском случае, революции не произошло, потому что сама пирамида общественных отношений устояла. Генералы по-прежнему на вершине этой пирамиды, по-прежнему манипулируют законом с помощью послушных им структур. Общество по-прежнему воспринимает эти манипуляции в качестве легитимных. Последняя надежда на изменения – президентские выборы – могут стать лишь эффектной точкой в закреплении устоявшегося порядка вещей, кульминацией военного правления. Египтяне зря радовались в дни революции, что армия перешла на их сторону и помогла свергнуть Мубарака. Это они перешли на сторону армии.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram