Два военно-транспортных самолета C-130 ВВС Испании, перевозившие ценный груз из штата Флорида, в минувшее воскресенье приземлились на военной базе в Мадриде.
Сокровища некогда являлись грузом испанского фрегата Nuestra Senora de las Mercedes, потопленного в сражении с британским флотом 5 октября 1804 года у мыса Санта-Мария, южной оконечности Португалии, во время рейса судна из Перу в испанский порт Кадис.
"Завершился путь, начавшийся 200 лет назад... Mercedes выполнил свою миссию. И доставил свой груз. Сегодня мы возвращаем историческое наследие и достояние. Это не просто деньги. Это наша история", - цитирует посла Испании в Вашингтоне Хорхе Дескайара де Масарредо Los Tiempos.
"Мы забираем то, что принадлежит Испании. Они направлялись в нашу страну, но так и не достигли ее. Конечно, это лишь часть того, что перевозил корабль. Многое мы не нашли, но часть истории мы все-таки вернули", - считает археолог Национального музея Испании Монсерат Круз.
В мае 2007 года клад с затонувшего в начале XIX века галеона был поднят американской компанией Odyssey Marine Exploration, специализирующейся на поисках сокровищ на дне моря. Эта находка, как напоминает ВВС, оказалась самой ценной из когда-либо найденных под водой.
Уже после переправки сокровищ на свой склад в городе Тампа, штат Флорида, Odyssey Marine Exploration заявила права почти на весь груз, отвергнув финансовые претензии Испании. Официальный Мадрид был вынужден подать иск о возвращении ценностей.
После пяти лет тяжбы суд США отклонил все претензии компании Odyssey Marine Exploration, включая требование к Испании компенсировать издержки за хранение сокровищ в сумме 413 тысяч долларов, и постановил, что клад принадлежит Испании и должен быть возвращен королевству в течение десяти дней.
В последний момент попытку оспорить права на ценный груз предприняло также и перуанское правительство, аргументируя это тем, что золото и серебро, из которых были сделаны монеты, были добыты и переплавлены в Перу, которое являлось колонией Испании. Однако этот иск также был отклонен.