Изобретение ученых из Университета Тохоку скользит на небольшом расстоянии над землей за счет воздушной подушки. Поскольку аппарат не входит в соприкосновение с наземными объектами, он не подвергается трению, замедляющему его скорость, и поэтому способен развивать более высокую скорость при меньшем расходе энергии. Но из-за наличия крыльев он склонен к постоянным изменениям своего положения в пространстве, раскачиванию в продольной и поперечной плоскостях, а это недопустимо: днище машины должно оставаться строго параллельным земле.
Машина оснащена управляемой компьютером системой корректировки положения в пространстве, которая призвана компенсировать все возникающие при движении наклоны. Но поскольку эта система полностью пока не отлажена, в ходе испытаний чудо техники время от времени слегка задевает поверхность.
Данный локомотив стал уже не первым железнодорожным подвижным составом, разработанным на принципах движения на воздушной подушке. Например, поезд Maglev оснащен мощными электромагнитами, удерживающими его на некотором расстоянии от путей, что также позволяет ему не касаться рельсов. Основная проблема последнего в том, что приходится тратить слишком много энергии для преодоления сопротивления мощных воздушных потоков, возникающих между поездом и верхним строением пути.
Но изобретенный японцами "поезд-самолет", напротив, опирается на эти воздушные потоки, которые помогают ему двигаться вперед.
Японские ученые используют свое изобретение в научных целях - они рассматривают его как динамическую модель, поведение которой позволит им понять принципы действия других аналогичных машин. Пока они изготовили лишь "поезд-самолет" на дистанционном управлении, но следующим этапом их работы станет постройка машины, управляемой человеком, которая со скоростью 200 км/ч будет курсировать по U-образному бетонному желобу, сконструированному так, чтобы локомотив не перевернулся и не потерял управление, сообщает журнал IEEE Spectrum.
А в перспективе японcкие специалисты намерены построить на этом принципе обширную систему пригородного железнодорожного транспорта Aero Train.
Читатели The Daily Mail восприняли проект не без доли скепсиса. Многие вспомнили об экраноплане, который изобрели еще советские специалисты в годы холодной войны для движения над водной поверхностью и который базируется на Каспийском море. Другой англичанин предположил, что в Великобритании поезд-самолет никогда не появится: малолетние хулиганы тут же сбросят на его пути магазинную тележку.