Как утверждают устроители выставки «Грязь: немытая история повседневности» в лондонском музее Wellcome Collection, отношение человека к грязи зависит от контекста. Welcome Collection известен тем, что сочетает в своих экспозициях научный и художественный интерес к человеческой природе. Кроме того, кураторы музея не боятся говорить о темах, которых другие коллеги-музейщики избегают.
«Нам кажется, что грязь - это по-настоящему увлекательно, - рассказывает куратор выставки Кейт Форд. - С одной стороны, мы тратим половину жизни на то, чтобы не соприкасаться с грязью - чистим, убираем. Это - и бактерии, и экскременты. Пыль и грязь вызывает у нас отвращение. С другой стороны грязь - это плодородная земля под нашими ногами, это почва, в которой мы растим урожай, и она абсолютно необходима для жизни».
Первоначально идея о том, что грязь сама по себе не существует, а зависит исключительно от восприятия, принадлежала британскому антропологу Мэри Дуглас.
Следуя заветам Дуглас о том, что «грязь зависит от места», кураторы выставки представили шесть мест, повлиявших на отношение человека к грязи. Это шесть городов, или, если угодно, шесть различных типов социального контекста.
Экспозиция начинается с голландского города Дельфт XVII века. Фотографии и предметы домашнего обихода повествуют об истории домохозяек, которые часами мыли и скоблили свои дома вместе со своими служанками.
В то же самое время, именно в Дельфте голландский ученый Антонии Ван Левенгук впервые открыл бактерию, рассмотрев ее под микроскопом. Он сделал вывод, что бактерии среди нас, они везде.
Пройдя по залам, узнаешь как на протяжении человеческой истории менялось отношение человека к тому, что такое грязь и откуда она берется. В XIX веке в Лондоне произошла эпидемия холеры, от которой в течение 10 дней умерли 500 человек.
Тогда считалось, что всему виной дурной воздух. Хотя некоторые исследователи призывали обратить внимание на состояние воды в реке Темзе, накопленных на тот момент знаний не хватало для того, чтобы грамотно бороться с инфекциями.
Вместо этого больных людей переносили из домов в лечебницы на полностью закрытых носилках, образец которых можно увидеть на выставке. Эти носилки более похожи на гроб.
Здесь же есть рисунок середины XIX века, на котором изображена огромная свалка в лондонском районе Кингс-Кросс. В то время сюда привозили пепел все лондонские печники. Эту пыль потом использовали в строительстве кирпичей: ее смешивали с грязью, чтобы получить кирпичи лучшего качества. Именно эту кучу пыли продали в Москву в 1848 году в помощь строителям города.
В начале XIX века отношение к болезням, вызываемым бактериями, кардинально изменилось. В 1911 году больше 5 млн человек посетили первую международную выставку гигиены в Дрездене.
На базе этой выставки позже был основан германский музей гигиены. Но в 1933 году инновационные методы организаторов выставки, призывавших более тщательно относиться к собственному здоровью, были взяты на заметку нацистами и использованы в качестве инструмента пропаганды расовой гигиены.
В доказательство тому - плакаты нацистского художника, который, к тому же, считал себя ученым. На одном из таких плакатов он сравнивает еврея с тифом.
Среди более 200 экспонатов – научных приборов, рисунков и книг, предметов домашнего обихода, одежды, агитационных фильмов и скульптур есть и весьма лаконичная экспозиция. Пять серых плит на фоне белых стен выставочного зала - это работа испанского художника Сантьяго Сиерра.
Как оказалось, она сделана из человеческих экскрементов в знак уважения к работе индийских ассенизаторов. В прежние времена таких людей называли «неприкасаемыми», и несмотря на то, что разделение на касты официально в Индии запрещены, дворовые туалеты остаются по всей стране.
«Мы гордимся, что привезли и разместили в белоснежных и аскетичных стенах музея что-то реальное, осязаемое, что-то... грязное. – сообщает Кейт Форд, куратор выставки.- Каждый сам вправе решать, что это может означать».
Выставка, вход на которую, по обыкновению, бесплатный, вызывает у посетителей самые разные эмоции. Кажется, что именно этого эффекта и добивались устроители экспозиции.
Любой может поучаствовать в создании выставки, подарив музею свой мусор, из которого сделают кирпичи
«Я думаю, что грязь - это очень естественно, - говорит один из посетителей. - Я вырос в деревне. Там что бы ты не делал, приходишь домой с грязью на сапогах... Пусть я лучше буду грязным, как меня иногда и называют, чем невротиком, помешанным на гигиене».
«Я сама изучала историю общества, но не обращала внимания на вопросы гигиены в Лондоне и в мире, - признается одна дама.- Вы говорите себе, что так жили 200 лет назад. Но все повторяется, и вы спрашиваете, почему в наших больницах снова возникают вспышки инфекции? А моют ли они руки?»
Самое неожиданное, что посетители выставки могут не только на нее посмотреть, но и оставить здесь свой след. Художница Серена Кордо по заказу галереи сделала проект – все желающие могут подарить ей свой мусор, из которого она делает... кирпичи. Предполагается, что по мере работы выставки, которая продлится до конца августа этого года, количество кирпичей будет расти.
«Нам присылают мусор из Канады, из Перу, со всего света. Было бы просто здорово получить мусор и из России. Все, что надо сделать, это связаться с руководством музея Welcome Collection, и оно пришлет вам пакет, в который нужно положить свой мусор», - говорит Кордо.Welcome Collection известен тем, что сочетает в своих экспозициях научный и художественный интерес к человеческой природе. Кроме того, кураторы музея не боятся говорить о темах, которых другие коллеги-музейщики избегают.
«Нам кажется, что грязь - это по-настоящему увлекательно, - рассказывает куратор выставки Кейт Форд. - С одной стороны, мы тратим половину жизни на то, чтобы не соприкасаться с грязью - чистим, убираем. Это - и бактерии, и экскременты. Пыль и грязь вызывает у нас отвращение. С другой стороны грязь - это плодородная земля под нашими ногами, это почва, в которой мы растим урожай, и она абсолютно необходима для жизни».
Первоначально идея о том, что грязь сама по себе не существует, а зависит исключительно от восприятия, принадлежала британскому антропологу Мэри Дуглас.
Следуя заветам Дуглас о том, что «грязь зависит от места», кураторы выставки представили шесть мест, повлиявших на отношение человека к грязи. Это шесть городов, или, если угодно, шесть различных типов социального контекста.
Экспозиция начинается с голландского города Дельфт XVII века. Фотографии и предметы домашнего обихода повествуют об истории домохозяек, которые часами мыли и скоблили свои дома вместе со своими служанками.
В то же самое время, именно в Дельфте голландский ученый Антонии Ван Левенгук впервые открыл бактерию, рассмотрев ее под микроскопом. Он сделал вывод, что бактерии среди нас, они везде.
Пройдя по залам, узнаешь как на протяжении человеческой истории менялось отношение человека к тому, что такое грязь и откуда она берется. В XIX веке в Лондоне произошла эпидемия холеры, от которой в течение 10 дней умерли 500 человек.
Тогда считалось, что всему виной дурной воздух. Хотя некоторые исследователи призывали обратить внимание на состояние воды в реке Темзе, накопленных на тот момент знаний не хватало для того, чтобы грамотно бороться с инфекциями.
Вместо этого больных людей переносили из домов в лечебницы на полностью закрытых носилках, образец которых можно увидеть на выставке. Эти носилки более похожи на гроб.
Здесь же есть рисунок середины XIX века, на котором изображена огромная свалка в лондонском районе Кингс-Кросс. В то время сюда привозили пепел все лондонские печники. Эту пыль потом использовали в строительстве кирпичей: ее смешивали с грязью, чтобы получить кирпичи лучшего качества. Именно эту кучу пыли продали в Москву в 1848 году в помощь строителям города.
В начале XIX века отношение к болезням, вызываемым бактериями, кардинально изменилось. В 1911 году больше 5 млн человек посетили первую международную выставку гигиены в Дрездене.
На базе этой выставки позже был основан германский музей гигиены. Но в 1933 году инновационные методы организаторов выставки, призывавших более тщательно относиться к собственному здоровью, были взяты на заметку нацистами и использованы в качестве инструмента пропаганды расовой гигиены.
В доказательство тому - плакаты нацистского художника, который, к тому же, считал себя ученым. На одном из таких плакатов он сравнивает еврея с тифом.
Среди более 200 экспонатов – научных приборов, рисунков и книг, предметов домашнего обихода, одежды, агитационных фильмов и скульптур есть и весьма лаконичная экспозиция. Пять серых плит на фоне белых стен выставочного зала - это работа испанского художника Сантьяго Сиерра.
Как оказалось, она сделана из человеческих экскрементов в знак уважения к работе индийских ассенизаторов. В прежние времена таких людей называли «неприкасаемыми», и несмотря на то, что разделение на касты официально в Индии запрещены, дворовые туалеты остаются по всей стране.
«Мы гордимся, что привезли и разместили в белоснежных и аскетичных стенах музея что-то реальное, осязаемое, что-то... грязное. – сообщает Кейт Форд, куратор выставки.- Каждый сам вправе решать, что это может означать».
Выставка, вход на которую, по обыкновению, бесплатный, вызывает у посетителей самые разные эмоции. Кажется, что именно этого эффекта и добивались устроители экспозиции.
Любой может поучаствовать в создании выставки, подарив музею свой мусор, из которого сделают кирпичи
«Я думаю, что грязь - это очень естественно, - говорит один из посетителей. - Я вырос в деревне. Там что бы ты не делал, приходишь домой с грязью на сапогах... Пусть я лучше буду грязным, как меня иногда и называют, чем невротиком, помешанным на гигиене».
«Я сама изучала историю общества, но не обращала внимания на вопросы гигиены в Лондоне и в мире, - признается одна дама.- Вы говорите себе, что так жили 200 лет назад. Но все повторяется, и вы спрашиваете, почему в наших больницах снова возникают вспышки инфекции? А моют ли они руки?»
Самое неожиданное, что посетители выставки могут не только на нее посмотреть, но и оставить здесь свой след. Художница Серена Кордо по заказу галереи сделала проект – все желающие могут подарить ей свой мусор, из которого она делает... кирпичи. Предполагается, что по мере работы выставки, которая продлится до конца августа этого года, количество кирпичей будет расти.
«Нам присылают мусор из Канады, из Перу, со всего света. Было бы просто здорово получить мусор и из России. Все, что надо сделать, это связаться с руководством музея Welcome Collection, и оно пришлет вам пакет, в который нужно положить свой мусор», - говорит Кордо.