Как рассказали сами исследователи на конференции Американской ассоциации развития науки, в ходе своего исследования они работали с обезьянами Старого и Нового Света (соответственно, узконосые и широконосые обезьяны). Первые более высокоразвиты - к этой группе обезьян, в частности, относятся люди.
Животных обучали играть в простую игру: они должны были определять, насколько плотно заполнен пикселями появляющийся на экране квадрат. При помощи джойстика обезьяны должны были выбрать букву S (квадраты слабо заполнены) или D (пикселей в квадратах много). В случае верного ответа животным полагалось съедобное вознаграждение.
Неверный ответ никак не наказывался, однако после него игра на несколько секунд прекращалась - соответственно, отодвигался шанс получить награду. Геймерам предлагалась альтернативная опция - обезьяны могли не выбирать никакого ответа, а кликнуть на изображение вопросительного знака и перейти к следующей задаче.
Оказалось, что в большинстве случаев узконосые обезьяны делали именно так. То есть, они осознавали, что могут сделать ошибку и, не желая ждать, выбирали следующий тест. Широконосые обезьяны (авторы работали с капуцинами) не смогли освоить такую тактику, характерную также и для людей.
Ученые отмечают, что их результаты ставят вопрос о том, когда в ряду приматов появилась способность осознавать свои ошибки. Считается, что это качество сыграло очень важную роль в эволюции человека.
Напомним, раньше ученые из зоопарка Мельбурна установили, что обезьяны любят рассматривать посетителей точно так же, как людям нравится разглядывать их.