Геополитическая «перезагрузка»
Казалось бы, после того, как в 1991 году развалился главный спонсор ближневосточных противников Израиля – СССР, для Израиля наступят светлые времена. Мало того, что «русский миллион» репатриантов существенно улучшил для еврейского государства демографическую ситуацию, так еще и некому теперь будет поддерживать арабов.Однако же, арабы оказались не так уж просты. Большинство из них быстро «встроились» в евроатлантический тренд, а такие как Египет, Саудовская Аравия, Кувейт и Иордания и вовсе, фактически, стали стратегическими партнерами США. В результате, ныне из 21 арабского государства, фактически, только Сирия да где-то Ливия находится в состоянии мягкой конфронтации с Вашингтоном.Более того, внутриполитическая ситуация в стане традиционных союзников еврейского государства – США и Великобритании нынче складывается явно не в пользу Израиля. Да и, скажем, во Франции у власти находятся правые силы, которые продолжают, в сущности, проарабскую «голлистскую» линию, в отличие от произраильской «миттерановской» дружбы с Израилем французских левых. И даже в странах «Новой» Европы, которые традиционно дружественно относились к Израилю, все больше склонны (за исключением, пожалуй, Чехии) осуждать его политику.
Такая геополитическая «перезагрузка» приводит к тому, что Израиль заметно теряет свой «имиджевый вес» в глазах мирового сообщества.Как результат, начиная операцию «Литой свинец» предыдущее израильское правительство не учло иракскую ошибку Вашингтона и потерпело сокрушительное поражение от «Аль-Джазиры», «Пресс ТВ» и других мусульманских спутниковых телеканалов. Доклад Голдстоуна и распространение «подковерного» антисемитизма в мире стали яркими свидетельствами этого информационного фиаско.Похоже, в Израиле это начинают понимать. Все чаще раздаются голоса об усилении «информационного присутствия» во всех уголках земного шара. Особенное место, в свете упомянутых изменений во вкусах со стороны Запада, при этом отводится именно странам постсоветского пространства.Тем более, кадровый резерв в этом у Израиля внушителен. Кроме упомянутого «русского миллиона», это в целом 47-48 процентов еврейского населения израильского государства принадлежащие к ашкеназским евреям, большинство из которых выходцы из украинских и белорусских местечек.
Кадровая мобилизация
Поэтому, с целью активизации северного направления по совету «легенды» израильской дипломатии, а «в миру» – директора департамента Центральной Европы и Евразии МИДа Пинхаса Авиви еще в конце 2008 года было приняло решение о переформатировании упомянутого департамента в два подразделения – «Евразия-1» и «Евразия-2».В сферу интересов последнего входят государства Южного Кавказа и Центральной Азии. Очевидно, что главной целью подразделения является недопущение распространения иранского влияния на указанные регионы. А теперь также еще и турецкого, поскольку отношения с Анкарой у Израиля на нынешнем этапе охладились до рекордной точки.Первое же подразделение МИД Израиля специализируется на России, Украине, Беларуси и Молдове. Показательно, что «Евразия-1» – это единственная структура во всей израильской госсистеме, практически, полностью состоящая из бывших советских граждан.
Ныне его возглавляет бывший москвич Яков Ливне, который сменил на этом посту признанного знатока постсоветского пространства «латыша» Хари Корена. Кстати, вовлеченные в тему должны помнить Корена, который, в частности, в мае прошлого года приезжал вместе с Авиви в Киев обсуждать проблему отмены визового режима между Украиной и Израилем. Кроме того, в октябре прошлого года пресс-служба «русской» партии «Наш дом Израиль» распространила документ, который, как они пояснили, является кратким описанием нововведений, за которые ратует глава внешнеполитического ведомства Авигдор Либерман.
Лейтмотивом документа является мысль о том, что в последние годы министерство иностранных дел превратилось в «министерство по делам палестинцев», а вся внешнеполитическая деятельность Израиля была полностью подчинена исключительно этому вопросу.
Столь недальновидная политика, подчеркивается в документе, нанесла серьезный ущерб израильским интересам на международной арене.В целом же, надо признать, что «русские» политики Израиля в последнее время значительно активизировались в продвижении «евразийского» направления израильской внешней политики, о чем свидетельствует их азартная борьба за отмену визового режима с Россией и особенно Украиной.В частности, в последнем случае «на медаль» заработала, фактически, вся «русская политическая улица»: и министр туризма москвич Стас Мисежников, и министр иностранных дел кишиневец Авигдор Либерман, и непосредственно «наши» - министр абсорбции черновчанка Софа Ландвер, а также депутаты «Кнессета» - председатель правящей коалиции харьковчанин Зеэв Элькин, львовянка Фаина Киршенбаум, черновчане Юлий Эдельштейн и Лия Шемтов.Разумеется, отмена визового режима выгодна Израилю экономически. По оценкам некоторых израильских экспертов, отмена виз с Украиной принесет Израилю такую же ощутимую пользу, как аналогичное решение по России. Предполагается, что число украинских туристов в Израиле может составить 100-200 тысяч человек в год, причем каждые сто тысяч гостей позволят создать 4000 новых рабочих мест, и принесут в казну около 200 000 шекелей.Однако, судя по всему, даже не экономическая выгода здесь является приматом. Очевидно, безвизовый режим со странами постсоветского пространства – это не цель, а средство. Средство моделирования «иудео-христианского мира».И в данной связи показательна растущая заинтересованность израильской власти в налаживании тесных отношений с Москвой.
Моделируя «иудео-христианский мир»
Доказательством этому могут служить два визита главы МИД Израиля А.Либермана в Россию с момента его назначения весной 2009 года, а также таинственная поездка Б.Нетаньяху в Москву во второй половине сентября прошлого года, судя по всему, для обсуждения иранского вопроса (подобного рода секретные вояжи являются свидетельством достаточно доверительных отношениях между правительствами двух стран). Однако, в плане понимания «российского» вектора израильской политики, полагаю, будет уместно процитивать некоторые позиции из интервью упомянутого Пинхаса Авиви, опубликованное в интернет-издании izrus.co.il. Обращает на себя внимание подчеркнуто дружелюбный тон опытного израильского дипломата по отношению к России. Также показательно, как очень осторожно г-н Авиви каснулся разногласий между Россией и Израилем, а также, что особенно важно, РФ и ЕС. Разногласия между Россией и некоторыми странами Евросоюза он назвал «семейной ссорой». «Настоящее противостояние, - акцентировал внимание «ас» израильской дипломатии, – между Россией и исламским фундаментализмом и радикальными странами, а разногласия с той или иной европейской страной или даже с Израилем – мелочи. Ведь в главном наши позиции все-таки сходятся. Россия понимает, что двухтысячелетняя иудейско-христианская цивилизация находится под угрозой радикальных сил, и потому мы находим все больше и больше точек соприкосновения».
Пожалуй, данное интервью, как ничто иное объясняет упомянутую «русификацию», которая происходит в израильской внешней политике на северном направлении. Впрочем, как и недавний визит в Россию министра обороны Израиля Э.Барака, о чем свидетельствует его риторика во время пребывания в Москве («Россия внесла решающий вклад в разгром фашизма, сделав возможным само существование государства Израиль» и т.п.).Также, судя по всему, назначение неопытной в дипломатии, но зато очень опытной в информационной сфере уроженки Вильнюса «русского» посла Дорит Голендер-Друкер в Москву, работавшей до этого директором радиостанции РЭКА, также мотивировано, в первую очередь, налаживанием и дальнейшим укреплением антииранской «иудео-христианской» цивилизационной коалиции. Израиль прекрасно понимает, что после начала обамовской «перезагрузки» геополитическая конъюнктура в мире меняется кардинальным образом. И в этой связи, очевидно, имеет смысл встроиться в данную мировую конструкцию для создания выгодного «цивилизационного» тренда для решения, в первую очередь, иранской и ХАМАСовской проблем, а также обеспечения благоприятной конъюнктуры на ливанском и сирийском направлениях.Очевидно, что Украина в этой «большой евразийской игре» рассматривается в качестве своеобразного «спутника» России, усиливающего и одновременно удерживающего последнюю. Разумеется, повышенное внимание к нашей стране в связи с переформатированием «иудео-христианского мира» дает Киеву шанс, который, при разумном подходе к вопросу, дает возможность повысить свой «политический вес».Однако, здесь важно вновь не увлекаться. Ведь геополитика постмодерна – штука очень причудлива. Еще вчера с подачи американских неоконов «иудео-христианский мир» пытался приструнить «Гогов и Магогов» на украинских северо-восточных границах, а уже сегодня эти самые «Гоги и Магоги» являются ключевым элементом того-таки «иудео-христианского мира».А украинский «дивиденд» от впутывания в игры «сильных мира сего» - мировая цена на газ, от которой мы пока никак не можем избавиться.