Алек Джеффриз уверен: он открыл механизм эволюции

Ученые думают, что нашли ключ к эволюционным изменениям.

По мнению британских экспертов, ген, варьирующийся посредством синтезируемого с его же помощью белка, оказывает решающее влияние на наличие и характер участков высокой генетической изменчивости в человеческой ДНК. Так определяются отличия нового поколения людей от их предков, отмечает РИА "Новости" со ссылкой на Nature Genetics.

Данные закономерности были исследованы в работе Алека Джеффриза из Лейцестерского Университета, известного открытием метода ДНК-дактилоскопии, основу которого составляет анализ особых участков в человеческой ДНК, называемых минисателлитами. Эти участки имеют длину в 10-60 "букв" ДНК, они состоят из повторяющихся фрагментов и их сочетание является уникальным для каждого человека.

Всего в ДНК человека насчитывается около 1000 минисателлитов. Каждый раз, когда генетическая информация передается от родителей к детям при рекомбинации (смешивания генов родителей с образованием новой ДНК), минисателлиты меняются. В глобальном смысле минисателлиты изменяются стремительно. В ходе исследования Алек Джеффриз концентрировался на гене PRDM9. Известно, что синтезируемый с его помощью белок прикрепляется к ДНК и активизирует изменчивость минисателлитов.

В результате изыскания было выяснено, что люди, имеющие разные вариации PRDM9, обладают отличные механизмы рекомбинации не только в областях минисателлитов, но и в других отделах хромосом. При этом вариации гена PRDM9 зависят от минисателлита, находящегося внутри последовательности, кодирующей белок. Получается, минисателлит сам управляет своей эволюцией, подчеркивает ученый.

Итак, согласно концепции Джеффриза, именно высокая скорость эволюции гена PRDM9 заставляет его буквально перемешивать отдельные участки ДНК, создавая в них предпосылки для возникновения новых минисателлитов взамен самоуничтожившихся.