ГлавнаяМир

Выбор слаженности

Кто будет избран в ближайшее воскресенье новым президентом Республики Польша? Еще за несколько дней до первого тура выборов сомнений, кажется, не было ни у кого – соседнюю страну возглавит спикер Сейма и исполняющий обязанности президента Бронислав Коморовский, считавшийся фаворитом в гонке еще до гибели в авиационной катастрофе Леха Качиньского. Однако первый тур выборов продемонстрировал, что не все так просто.

Выбор слаженности
Фото: Макс Левин

Коморовский действительно стал победителем первого тура, однако брат погибшего президента Ярослав Качиньский отстал от него всего на несколько процентов.

Достаточно большим оказался и электорат лидера левых Гжегожа Наперальского, ставшего участником предвыборной борьбы после гибели все в той же страшной катастрофе под Смоленском кандидата Союза левых сил Ежи Шмайдзиньского. Теперь наблюдатели размышляют о том, возможен ли второй тур, который заставит вспомнить о предыдущих президентских выборах.

Победителем первого тура тогда был кандидат «Гражданской платформы» – партии Коморовского – Дональд Туск. Лех Качиньский пришел к промежуточному финишу вторым. А электорат популиста Анджея Леппера был вполне сравним с электоратом Гжегожа Наперальского.

В результате во втором туре выборов победил Качиньский. Не мог не победить – для избирателей Леппера Туск был совершенно чуждым по духу политиком. Таким же чуждым по духу политиком Коморовский является для электората Наперальского.

Отличие только в том, что для избирателей Леппера Лех Качиньский был вполне приемлемой кандидатурой – и они хотели остановить Туска. Для избирателей Наперальского Ярослав Качиньский – кандидатура даже в большей степени неприемлемая, чем Коморовский. Неясно, однако, какое их количество захочет вмешаться в выборы, чтобы остановить Качиньского, а какое решит, что лучше остаться дома, поскольку совершенно неважно, кто из этих двух политиков возглавит Польшу.

Ведь электорат Наперальского очень разнообразен. Здесь и молодежь, привлеченная возрастом кандидата и его современными предвыборными технологиями, и традиционный электорат посткоммунистов, и сельское население, увидевшее в Наперальском гораздо более эффективного защитника, чем Коморовский и Качиньский.

Так что итог выборов предсказать сейчас практически невозможно – еще и потому, что избиратели Качиньского нередко утверждают в ходе социологических опросов, что собираются голосовать за другого кандидата.

Фото: Reporter

Но так ли уж важна фигура нового президента соседней страны? Сравнение программ кандидатов на пост главы государства может привести к обескураживающему выводу: Коморовский и Качиньский не так уж сильно отличаются в подходах друг от друга. Называть одного центристом, а другого правым можно лишь условно. Оба кандидата – выходцы из лагеря «Солидарности» и уже этим последние президентские выборы в Польше – и соперничество Леха Качиньского и Дональда Туска, и нынешняя дуэль – качественно отличаются от противостояния левого посткоммунистического кандидата и выходца из кругов «Солидарности».

Оба раза это противостояние выигрывал Александр Квасьневский, и ожесточенность предвыборной борьбы многие объясняли тем, что на них решается вопрос будущего Польши – хотя всякий раз оказывалось, что взгляды левого президента на будущее не отличаются от взглядов его оппонентов. Ну и, кроме того, в Польше были и первые демократические выборы, во время которых лидер «Солидарности» Лех Валенса противостоял собственным соратникам, а в результате оказался во втором туре с популистом-миллиардером из Канады Станиславом Тыминьским. Но те выборы, уже позабытые, продемонстрировали, что борьба внутри одного вида политиков может быть куда более серьезной, чем межвидовая.

Именно этим и можно объяснить тревожное ожидание результатов выборов 2010 года. «Право и справедливость» братьев Качиньских и «Гражданская платформа» Туска в свое время шли на парламентские выборы с обещанием создать коалицию по итогам голосования. Результат ПиС и победа кандидата партии на президентских выборах создали иллюзию возможности самостоятельного управления страной. В результате потенциальные партнеры стали непримиримыми соперниками – и по разные стороны баррикад разошлись их приверженцы.

Братья Качиньские совершили ошибку, решившись править в союзе с маргиналами – и когда они потеряли большинство в парламенте и к власти пришла «Гражданская платформа», весь последующий период прошел в противостоянии между президентом Лехом Качиньским и правительством Дональда Туска.

Фото: Reporter

Если на президентских выборах 2010 года победит Ярослав Качиньский, этот период продолжится – только и всего. Победа Бронислава Коморовского обещает более цивилизованное сотрудничество главы государства и правительства, хотя и тут возможны сюрпризы. Не стоит думать, что президент – тем более такой амбициозный, как Коморовский, – будет просто «младшим соратником» премьера. Так не было никогда. У президента Квасьневского нередко были более непростые отношения с левыми, чем с правыми правительствами. Словом, стоит вновь вспомнить о сложностях внутривидовой борьбы...

И все же сегодня для Польши важна слаженность в попытках реформировать страну. Экономическая ситуация в Европе не дает возможности медлить с переменами. Это не только польская проблема. Но именно поляки решают в это воскресенье, будет ли такая слаженность в их стране в ближайшие годы.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram