ГлавнаяСпорт

​Формула 1 как локомотив мировой экономики

Вы никогда не задавались вопросом, какое спортивное событие в мире является самым популярным? На что философы и математики вместе (что является большой редкостью) логично ответят : «А по какому критерию будет вестись данный отбор?» Резонно.

​Формула 1 как локомотив мировой экономики
Фото: EPA/UPG

Это у инициатора организации современных Олимпийских игр и первого президента Международного олимпийского комитета барона Пьера де Кубертэна все было объективно просто. Недаром лозунг этой простоты вот уже на протяжении 115 лет является и лозунгом всего олимпийского движения – Citius, Altius, Fortius, что в переводе с латинского означает – быстрее, выше, сильнее.

И верно: для бегунов, лыжников, биатлонистов, велосипедистов, пловцов и т.д. главным, а вернее - единственным критерием является Citius, показанный при помощи секундомера; для всевозможных прыгунов (в длину, в высоту, с трамплина, с шестом) и для всевозможных толкателей (ядра, диска, копья, молота) единственный критерий – altius, измеренный при помощи сантиметровой рулетки.

Барон мог бы добавить в свой слоган protinus (т.е. "дальше"), но сочетание из 4-х слов выглядело бы несколько тяжеловато. И, наконец, для всевозможных тяжелоатлетов критерием являются Fortius (обычные килиграмовые весы). Игровые виды спорта мы пока опустим, да они и не были представлены на I Олимпийских играх современности. Но, повторюсь, это для определения объективных понятий - бег, прыжки, метание.

Фото: EPA/UPG

Каков же критерий для определения популярности – сугубо субъективного понятия? Ответ на удивление прост – это телеаудитория. Прямопропорциональная зависимость: чем больше собранная телеаудитория, тем популярнее считается событие. И по этому критерию безусловным лидером являются летние Олимпийские игры, которые собирают телеаудиторию в 1,5 млрд.человек; т.е. каждый пятый житель Земли смотрит это мероприятие. Не намного отстает по популярности чемпионат мира по футболу. Однако, здесь необходимо отметить, что вышеуказанные спортивные события проходят с периодичностью раз в четыре года. Иными словами – очень редко.

Но есть один вид спорта с телеаудиторией 650 млн. человек, которая собирается… раз в две недели!! Что же это за мега-медийный монстр? Это Формула 1. Каждые две недели на одном из четырех (Австралия, Азия, Америка и Европа) континентов проходит этап Гран-При в классе машин Формула 1. Чем же она так популярна?

Опущу более чем полувековую историю гонок (есть виды спорта с более древней историей: тот же английский футбол). Остановлюсь только на некоторых характеристиках болида Формулы 1. Начнем с динамических: ускорение от 0 до 100 км\час – 2,5 сек. (необходимая дистанция 35 метров); 0-200 км\час – 5 сек. (139 метров); 0-300 км\час – 9,1 сек. (379 метров). Экая невидаль, скажете вы. Ведь тот же дорожный серийный Porsce cayene turbo 4,8 разгоняется от 0 до 100 км\час за 4,7 сек., и никто с ума не сходит от такого показателя.

Фото: pubguys.com

И вот тут уместно сравнить рабочие объемы двигателей болида Ф1 и Porsche Cayenne turbo 4,8. У последнего, как нетрудно догадаться из названия, объем двигателя равняется 4,8 литров, что ровно в два раза больше, чем у болида Ф1! Да-да, у последнего объем равен всего 2,4 л. А теперь представьте, если это вообще возможно, ЗАЗ 968 или попросту «ушастый Запорожец», в двигатель которого (рабочий объем, напомним, 1,1 л.) каким-то образом втиснули 358 л.с.

Да, без нечистой силы здесь не обошлось, сказали бы вы: да эта мощь Запорожец разорвала бы, от него и колес не осталось бы. Верно. Но именно такую мощность (325 л.с.) на 1 литр рабочего объема имеет болид Формулы 1. И заметьте, без каких-либо искусственных нагнетателей типа турбин, которые имеются в уже упомянутом Porsche; чисто атмосферные двигатели.

А теперь представьте себе еще одну ситуацию. По Бориспольской трассе со скоростью 200 км\час едет черный Мерседес. Какое время и какой тормозной путь ему потребуется для полной остановки? Можно только спрогнозировать, т.к. подобные испытания автоконцерны для серийных автомобилей не проводят. А вот для болида Ф1 мы можем точно назвать цифры: для замедления с 200 до 0 км\час ему потребуется всего 1,9 сек! При этом тормозной путь будет равняться 53 метрам. Чтобы и дальше не перегружать техническими характеристиками, назовем последнюю любопытную деталь - колесо болида совершает 50 оборотов в секунду!

Вышеуказанные разгонно-тормозные характеристики говорят нам о том, что люди, которые управляют этими автомобилями, должны обладать сверхчеловеческими способностями и, главное, здоровьем. Фронтальные и боковые перегрузки нередко достигают 5G; а при перегрузке, равной 4G, вес гонщика увеличивается пропорционально величине перегрузки, т.е. в 4 раза! Таких интенсивных зон торможения (если говорить о фронтальных перегрузках) может быть несколько на каждой сертифицированной трассе Ф1. А каждая гонка состоит из 50-70 кругов; т.е. за одну гонку пилот Формулы 1 может 150-200 раз испытывать краткосрочные перегрузки от 3,5 до 5G.

Фото: EPA/UPG

При наличии такого их количества кровь постепенно начинает застаивается в конечностях, вызывая тем самым отток жидкости; в следствие чего увеличивается вязкость крови. Поскольку к мозгу не поступает достаточное количество кислорода, он утомляется, замедляет деятельность и побуждает сердце сокращаться чаще (во время гонки частота пульса гонщиков достигает 220 ударов в минуту, т.е. почти 4 удара в секунду!). При поперечных ускорениях так называемые наполненные ткани дополнительно обнаруживаются и в брюшной полости, вызывая нарушения периферического зрения и краткосрочную потерю сознания.

Ну и что, скажете вы: у летчиков, космонавтов перегрузки достигают 8-9G и они порой «слепнут» на долю секунды. Но, в отличие от тех же летчиков, перед которыми (в прямом смысле) бесконечность пространства, пилотам Формулы 1 необходимо контролировать каждый сантиметр дорожного полотна из-за вероятности аварии. А авария на скорости 330 км/час, мягко говоря, не приветствуется.

Формула 1 – это не только спорт и космические технологии. К такой же равной пропорции можно отнести и бизнес. Вернее, умопомрачительный бизнес. А как еще прикажете называть этот вид спорта, где бюджет отдельных команд (еще несколько лет назад) достигал $500-700 млн в год?! И это лишь для того, чтобы два болида (каждая команда имеет право выставлять только такое их количество на этап Гран-При) отгоняли 18-20 гонок в году. Таких расходов не нес даже Советский Союз при разработке своей космической программы в конце 50-х–нач. 60-х годов прошлого века.

В настоящее время на 24-х болидах (в чемпионате мира участвуют 12 команд) представлен 141(!) мировой бренд, начиная от Vodafone и Shell и заканчивая Red Bull. Кстати, стоимость инвестиций последней в две команды (собственно Red Bull и дочернюю команду Toro Rosso, что с итальянского также переводится как Красный Бык) в прошлом году составили $240 млн.

Однако, наивно думать, что Дитер Матешиц (австрийский миллиардер и совладелец концерна по производству энергетического напитка Red Bull) занимается альтруизмом. Это чистой воды выгодный бизнес, если вспомнить, какую телеаудиторию во всем мире собирает каждый этап Гран-При. Реклама Red Bull по телевидению во время гонки обошлась бы Матешицу в $360 млн., что на 120 млн. больше той суммы, которую австриец инвестирует в две команды и благодаря чему он бесплатно размещает любую рекламу на болидах своих команд (в данном случае, рекламируя бренд напитка).

Фото: EPA/UPG

Вот почему на место каждого ушедшего из гонок инвестора стоит очередь из потенциальных, стремящихся туда попасть. Когда финансовый кризис накрыл Королевский Банк Шотландии – RBS, на его место тут же пришел другой финансовый «коллектив» - крупнейший страховщик Испании Mutua Madrilena.

Но если любителю Формулы 1 задать один вопрос, а именно: из-за чего вы так любите этот вид спорта, все вышеизложенное будет иметь лишь косвенное значение. Потому что ответом будет – за звук, издаваемый болидом. Без преувеличения, такого на Земле мы не услышим нигде. И если бы мы не знали, что болид – это дело рук человеческих, можно было утверждать, что такой звук имеет неземное происхождение. Это волшебство, которое передать невозможно. Его нужно услышать самому.

Юрій ЖуковЮрій Жуков, незалежний експерт англійського футболу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram