По прилете из Ванкувера вы заявили, что украинский спорт нуждается в революции, в том числе и за счет строительства инфраструктуры. Что собираетесь строить в первую очередь в зимнем спорте – санно-бобслейные трассы, трамплины, ледовые катки?
Нам надо делать революцию не только в спорте, но и у себя в голове. Отношение государства надо бы переосмыслить: нам необходимо развитие массового спорта. Но нужна поддержка не только государства, а и крупного бизнеса. Потому как за последние два года ситуация только ухудшилась: закрываются ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы. – «Левый берег»), все меньше появляется талантливой молодежи, спортивные базы, построенные в советское время, пришли в упадок, а новых нет и не известно, когда будут. А относительно строительства объектов вопрос лучше адресовать министру спорта, ведь НОК Украины – общественная организация. К слову, в стране нужно создавать отдельное спортивное ведомство (сейчас имеем Министерство семьи, молодежи и спорта. – «Левый берег»), где над вопросами развития спорта работал бы не один замминистра, как это происходит сейчас, а несколько – как это было в СССР.
Фото: PHL
Спортсмен, по сути, начинается с ДЮСШ. Но на улучшение материально-технической базы ДЮСШ из госбюджета почти ничего не выделяется, на соревновательную часть – тоже, зарплаты детских тренеров мизерны. Как со всем этим мы еще можем рассчитывать на медали?
Вопросы финансирования ДЮСШ, безусловно, нужно поднимать. Уже перед новой властью. Но я бы сказал, что все начинается даже не с ДЮСШ, а с обычных школ, с уроков физкультуры в них. У нас на физкультуру почему-то никто не обращает внимания, в лучшем случае – два урока в неделю, никаких факультативов. Более того – дети могут игнорировать эти уроки, и им ничего за это не будет. Другое дело – в Канаде: там у школьников три обязательных урока физкультуры в неделю продолжительностью не 45, как у нас, а 90 минут. И ничего – никто даже не думает отлынивать. Потому что там понимают: уроки физкультуры – прямой путь к полноценному физическому развитию человека, развитию как личности. Пусть даже ребенок не станет спортсменом, но, как минимум, отжаться сколько-то раз от пола или подтянуться на перекладине он сможет. Он станет полноценным членом общества. И чем больше таких людей – тем здоровее нация.
На Олимпиаде в Канаде хватало организационных проблем: например, машины для заливки льда оставляли после себя лужи, биатлонистов в гонке преследования выпускали на дистанцию то раньше, то позже. Какую реакцию все это вызывало в Международном олимпийском комитете (МОК)?
Без ошибок ни одна Олимпиада не обходится. Но если проанализировать все эти недочеты, выяснится, что имел место человеческий фактор. Каких-то системных ошибок, направленных против представителей отдельных стран, лично я не увидел.
Кстати, канадцы не подыгрывали себе в плане завоевания медалей?
А как они могли подыграть? Более лояльным судейством? Такого я тоже не замечал. Хотя мне вполне понятны подобные проявления, ведь каждая олимпийская медаль, завоеванная хозяевами соревнований, воспринимается как национальный праздник. И ради достижения такой цели канадские олимпийцы из кожи вон лезли. Когда их хоккейная сборная выиграла «золото» – так гимн Канады даже из «подземки» доносился!
На Олимпиаде некоторые сноубордисты производили гнетущее впечатление: одна швейцарка соревновалась в вызывающем золотом шлеме (при этом осталась даже без «бронзы»), а спортсмены не всегда подобающе реагировали на собственные удачные действия. Олимпийский чемпион в сноуборде – американец Шон Уайт – уже успел сняться для обложки журнала Rolling Stone c медалью на голом торсе. Все это отдает неспортивным поведением…
Думаю, в будущем сноубордисты будут вести себя чуть сдержаннее. Они же понимают, что являются примером для подрастающих поколений. Но то ли не могут переступить через сложившийся стереотип «рубахи-парня», то ли за таким имиджем стоит нечто коммерческое.
К слову, сноуборд – это спорт или развлечение, которое МОК из-за массовости включил в олимпийскую семью?
МОК придерживается принципа ротации. Смотрит на те или иные виды спорта, фиксирует, какой интерес и у какой аудитории они вызывают, а дальше – дело техники: менее «смотрибельные» заменяются более популярными. Вот так произошло и со сноубордом. Он очень популярен у молодежи, а молодежь – это наше будущее.
Ванкувер из-за теплой зимы не обошли проблемы со снегом. Может, стоит проводить Игры чуть пораньше – в конце января?
В Канаде все были в шоке. Такой мягкой зимы там давненько не было. По прогнозам должен был стоять легкий морозец, а в итоге были дождь, плюсовая температура, и снег даже пришлось подвозить вертолетами. Думаю, этот случай будет учитываться при выборе сроков проведения следующих зимних Олимпиад.
Фото: PHL
В день открытия Олимпиады разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили. Хотя саночная общественность предупреждала, что олимпийская трасса слишком скоростная и недостаточно безопасна. Почему организаторы не прислушались к этому?
Я смотрел видео трагедии и задавал точно такие же вопросы: как? почему? Больше скажу, когда эти кадры увидел президент МОК Жак Рогге – а он, на секундочку, хирург по профессии и тоже немало чего повидал на своем веку – так вот, у Рогге на глазах были слезы. С другой стороны, эта трагедия еще больше сплотила олимпийцев.
Как украинская диаспора в Канаде отреагировала на не самое удачное выступление сборной?
Мы арендовали помещения в Ванкувере именно у представителей нашей диаспоры. Конечно же, они нас во всем поддерживали. То, что в итоге нам не досталось ни одной медали, – это их, конечно, удивило. С другой стороны, они прекрасно понимают, что у нынешней Украины олимпийские традиции в зимних видах спорта не столь сильны, как у Канады, и реакция была соответствующей. Можно вспомнить и Солт-Лейк-Сити, когда у нас также не было ни одной медали.