ГлавнаяОбществоВійна

Жизнь в оккупированном Херсоне

На днях в телеэфире мэр Херсона Игорь Колыхаев сказал, что из оккупированного российскими военными Херсона выехало уже 40% жителей. Это, конечно, не совсем так, и градоначальник, похоже, судит по чиновникам. Вот их, действительно, в областном центре стало вполовину меньше. А глава области Геннадий Лагута вообще покинул город до оккупации. По словам Колыхаева, из Херсона выехало около 20% врачей и около трех тысяч детей. Как живет оккупированный город? Читайте в репортаже специально для LB.ua.

Фото: facebook

Как начиналось

Херсон был полностью захвачен российскими военными 1 марта. В сам город оккупанты вошли без проблем, хотя перед областным центром, на Антоновском мосту их основательно потрепали и задержали ЗСУ. Возможно, именно поэтому сюда русские вошли со стрельбой. В первый же день в результате обстрелов жилых домов из танков были повреждены с десяток зданий. Снаряд, угодивший в подъезд девятиэтажки в спальном районе, убил мужчину, который помогал жильцам укрыться в подвале. Это была первая жертва херсонской оккупации. 

На следующий день в Херсоне была расстреляна местная тероборона. Несколько десятков человек, "вооруженных" только парой-тройкой коктейлей Молотова, пытались остановить колонну, входившую в город. Они ничего не успели сделать, в сущности безоружных людей расстреляли из танковых пулеметов. Им никто не предлагал сдаться, стреляли практически в упор, а трупы не давали убирать несколько дней...

В теробороне Херсона, говорят, было 200 человек - и не более 50 автоматов! Но за день перед оккупацией местные чиновники сказали защитникам расходиться по домам, так как командование все равно покинуло город. На двух дорогах, ведущих в Херсон, выставили только 30 мужчин, "вооруженных" несколькими коктейлем Молотова.

Фото: t.me/telegraf_com_ua

В этот же день зачем-то было обстреляно здание СБУ, а также захвачены железнодорожный и речной вокзалі. На зданиях городского и областного советов остались украинские флаги, хотя и по ним, проезжающие по городу русские, стреляли. 

А через день в Херсоне захватили помещение ТРК "Суспільне мовлення: Херсон". Некоторое время телесигнал в городе отсутствовал, и уже к вечеру россияне запустили свое телевидение - трансляцию из Крыма. До кабельного у них руки не дошли до сих пор, оккупанты только прервали украинское вещание. В итоге Херсон - у подавляющего большинства горожан именно кабельное ТВ - остался без телеэфира. И радиоэфира тоже - его стали глушить с третьего дня оккупации с каждым днем все эффективнее, но к апрелю в FM-диапазоне начало вещать крымское радио.

Интернет в городе работал все время, от всех провайдеров и операторов. Работает и сейчас - это единственный, если не считать телефонов, "канал связи" с неоккупированной Украиной.

Фото: Пресцентр Нацгвардії

Как город живет сейчас

Как и в неоккупированной Украине, в Херсоне действует комендантский час, с 20:00 до 6:00. Правда его установили оккупанты. Кроме того, они запрещают передвигаться группами более двух человек, а машинам позволяют ездить только за продуктами и лекарствами, не быстрее 40 км/ч. Пешеходам нужно ходить только в расстегнутой верхней одежде, при первом требовании останавливаться и давать себя обыскать.

Но это, что называется, требование "начальства", за его выполнением русские практически не следят. С другой стороны, их требование "украсить" любой автотранспорт белой лентой соблюдают все водители. Что вполне понятно: орки ведь не только могут остановить или не остановить машину, могут ведь и без разбирательств начать пальбу. Прецеденты, увы, были.

Фото: EPA/UPG

На улицах русские военные выборочно устраивают обыски у всех без разбора. Проверяют мобильные телефоны, и смотрят посты в соцсетях, личные переписки. Телефон могут забрать. Поэтому сейчас люди или вообще выходят на улицу без телефона, или прячут его на теле. Обыскивать орки умеют так же, как и воевать...

О митингах, благодаря которым Владимир Зеленский сделал Херсон городом-героем, знают все. Они проходят и сейчас - куда менее многолюдные, чем вначале, но все равно проходят. И на них херсонцы не стесняются объявлять, куда нужно идти русскому военному кораблю прямо. Поэтому на первых митингах их военные выглядели растерянными и испуганными. Нагнали на площадь автозаки, военную технику, несколько БТР, а люди буквально бросались на эту технику. 

Сейчас солдат в Херсоне мало, в основном в городе патрулирует росгвардия. Она не такая пугливая и научена по разгону демонстраций - наверное, единственный опыт, который имеет. Людей бьют, стреляют (слава Богу, не на поражение), используют светошумовые гранаты и "слезогонку". Соответственно, проукраинские митинги стали менее многолюдными. Но не прекратились.

Фото: Суспільне

Кроме наблюдения за митингами, российские силовики заняты облавами. Ходят по квартирам украинских военных, работников СБУ, полицейских, членов теробороны, журналистов и активистов. Поначалу во многих жилых домах все подъездные двери (а они практически повсеместно железные, с электронными ключами) жильцы снабдили громадными стальными засовами. Орки вырывают такие двери цепью - сначала подъездные, а потом и квартирные.

Если логику таких облав понять можно, то логика задержаний не поддается никакому анализу. Любого херсонца задержать могут просто на улице. "Упаковать" и увезти. Раньше свозили в СИЗО. Теперь - неизвестно куда. Но через день (редко - два-три дня) задержанных отпускают. С кем-то беседовали "с пристрастием", кого-то вовсе не удостоили вниманием - задержали, посадили, потом отпустили. Спрашивается - а зачем тогда "паковали"? Ответа нет.

Фото: Олександр Гунько

Что в магазинах и холодильниках

Еще до 1 марта часть магазинов в Херсоне закрылась. Со дня оккупации ни один "АТБ" не работает. Прочие магазины - как бог на душу положит. Например, некоторые "Эко-Маркеты" не закрывались и не закрываются - но часть из них открытая и пустая, а другая часть торгует более чем подозрительным продуктом откуда-то из Беларуси и даже "ЛДНР". Говорить о каком-либо графике не приходится - учреждение может открыться и в восемь утра, и в полдень, и вообще не открыться. 

Все начало марта Херсон провел в очередях, гигантских по размеру, и бессмысленных по организации. Люди часто вставали в очереди, понятия не имея, за чем они. 

Любопытно, как поначалу вели себя хозяева магазинов. Одни заранее объявляли, что прекращают работать, и устраивали раздачу товаров - чаще всего бесплатно, иногда по символическим ценам. Другие ничего не говорили, но сразу поменяли ценники, взвинтив цены вдвое-втрое. Было такое, что пивная лавка, дабы продукция не скисла, раздала все, что было бесплатно, а на следующий день горожане увидели это бесплатное пиво в соседнем магазине - по цене в два раза больше, чем до войны.

Фото: khersonline.net

К апрелю ситуация "устаканилась" почти по всем позициям. К сожалению, диабетики не могут приобрести не только инсулин в аптеке, но и подходящую по диете еду. Тяжело не только с инсулином, но вообще с лекарствами, даже банальным "Анальгином", не говоря уже о таблетках для гипертоников и сердечников. Но в целом с продовольствием стало полегче - если есть деньги. Пришли в норму и цены.

За счет чего стало легче - непонятно. Всевозможные овощи-фрукты в город везут фермеры из области. Белорусские колбасу и сигареты - ясно откуда. Но как в Херсон попадают днепропетровские яйца - загадка. Ведь до сих пор ни один гуманитарный коридор в Херсон не сработал. Правда, есть мнение, что их везут из Крыма и Чувашии, а чтобы население не поднимать бучу, как я, их складывают в коробки с украинской маркировкой. Колбаса тоже оттуда, потому что без маркировки и с ним (Крым и Россия). И потому и цены большие, и сертификатов на продукцию нет. Но, так или иначе, при наличии денег херсонцы не голодают. И предпочитают покупать украинское - когда есть выбор. Увы, он есть не всегда.

Расчет везде идет в гривнах, никаких рублей, которыми стращал местных жителей депутат Хлань, здесь нет. Обналичить деньги можно в банках - это едва ли не единственные в Херсоне места, где все еще собираются громадные очереди. Кроме того, обналичвают и частники - кто за символические проценты, кто и вовсе без процентов.

Что интересно - мы ведь почти не знали, насколько вкусная украинская еда. Все познается в сравнении. Орки с первых дней, пока еще мародерили, распробовали вкус украинских колбасы, пива и сигарет. И сейчас, когда пытаются выглядеть цивилизованными и покупают что-то в магазине (или на рынке), их часто и с ехидством спрашивают: "Вам какое - из Крыма или Беларуси?" Ответ один - только украинское...

Фото: ТСН

Сейчас в Херсоне сложно с куревом украинского производства. Но сигареты есть, и русские, и белорусские, и из "ЛДНР". Когда хочется курить, то покупаешь и дымишь все, что есть. Но какие же отвратительные сигареты делают и курят в недореспублике! Белорусские чуть лучше, но тоже гадостные, как и российские "Ява", "Космос" и прочий табак. И сейчас херсонский курильщик чуть не до слез рад украинским сигаретам любой марки, даже если он до войны их никогда в рот не брал.

Цены сегодня в Херсоне выше довоенных на 30% почти по всем позициям. По некоторым они подскочили и на 50%. 

Но все это очень непредсказуемо - большинство магазинов опустели и все продается через рынки. А выбираясь на базар, красивый кусок свинины можно купить и за 350 гривен за кило, и за 70-80 гривен. Да-да, дешевле, чем до войны. Это, понятно, как повезет, и зависит от многих факторов - не последнюю роль играет, например, то, что из продовольственной цепочки частично исчезли перекупщики.

Чернобаевка до и после известности

О херсонской Чернобаевке сегодня, наверное, знает весь мир. Даже на российской телепомойке ей уделили много эфирного времени - там, правда, ее почему-то сочли киевским поселком "где-то в треугольнике Бучи, Киева и Гостомеля". И по их версии, это россияне "десять и более раз" расстреливали там ВСУ...

Фото: CNN

Но в Херсоне и Украине знали о Чернобаевке раньше, и по другому поводу. А именно: там находится очень большая птицеферма. С начала оккупации хозяйство осталось без электричества. Три миллиона птиц, которых нужно кормить и поить - а комбикорма после вторжения русской армии нет, и поилки без света не работают, оказались на грани гибели. Трупы миллионов кур могли стать экологической катастрофой. Тогда птицеферма предложила всем желающим приезжать и забирать курятину. Волонтеры принимали заказы через горсовет и развозили непотрошенные тушки куриц по многоэтажкам, детским домам и больницам.

Чернобаевская курятина в первые дни оккупации помогла очень многим херсонцам. Где-то ее раздавали бесплатно, где-то - за символические 40-50 гривен за птицу. И вот, когда вопрос экокатастрофы был снят с повестки дня, о Чернобаевке стали говорить уже по другому поводу…

На сегодня, если верить Арестовичу, там уже 17 раз разбомбили колонны орков. Хотя, местные жители назовут другое число. У автора этих строк окна выходят как раз на Чернобаевку - и с начала апреля россиянам "прилетало" от украинских защитников практически ежедневно. А, в иные дни, и по несколько раз. Так что не 17 и даже не 20 - намного больше там досталось русским.

Жители Чернобаевки рассказывают (рассказ недельной давности), как под вечер едет техника в аэропорт - около десятка разных военных машин. Стали они возле магазина что-то купить. Там же крутятся местные подростки, спрашивают у солдат: "А вы в аэропорт едете?". Те говорят, что да. "А чего вы туда едете?" Солдаты отвечают, что "такой приказ". Ребята начинают ржать, и желают удачи. Военные в недоумении спрашивают: "А что смешного?" и уезжают. Как начало смеркаться, в аэропорт прилетает на ночевку три вертолета. А как окончательно стемнело, туда знатно так "прилетело" от ВСУ - не только по вертолетам и технике, но и по складу с боезапасом.

Удары по занятой РФ авиабазе в Чернобаевке
Фото: скріншот відео ЗСУ
Удары по занятой РФ авиабазе в Чернобаевке

Русским "носителям мира", видимо, не до смеха - Чернобаевка им нужна до зарезу, как единственный в регионе подходящий аэропорт для военных вертолетов. А вот местные до сих пор потешаются вовсю. Ведь это только на русском ТВ рассказывают, как злобные украинские неонацисты обстреливают свои же города. В реальности ВСУ работает настолько аккуратно, что сама Чернобаевка стоит целехонькая - если не считать нескольких домов, ранее разбитых русскими...

Как на юге пытаются сделать "ХерэНэР"

На днях глава военной администрации Кривого Рога Александр Вилкул обратился к херсонцам со словами о том, что Украина про них не забыла. "Дорогие мои, мы всех помнит, про вас помним, вас любит Украина, вас любит Кривой Рог... мы вас ждем и всегда будем вместе", - сказал он. Он, как и николаевский глава ОВА Виталий Ким, часто вспоминают о херсонцах, апеллируют к ним - тогда как херсонская областная власть с людьми вообще не общается. Что неудивительно - говорить с местными жителями из Киева не то, что трудно, но стыдно. Тем более, когда сказать нечего.

Из-за того, что в украинском информационном пространстве Херсонская область "провисает" (за исключением упомянутых обращений Кима, Вилкула и президента Зеленского) у людей создается впечатление, что ответственные чиновники область попросту "слили".

В Херсоне российские оккупанты сняли украинский флаг со здания областной государственной администрации.
Фото: Суспільне
В Херсоне российские оккупанты сняли украинский флаг со здания областной государственной администрации.

Это - превалирующая мысль у местных жителей. Тем не менее, сторонников "русского мира" в Херсоне исчезающе малое количество. Их здесь и раньше было немного. Но с началом войны, с первыми взрывами в городе, с танковыми обстрелами жилых домов и прочими русскими "прелестями" их стало намного меньше. И даже в условиях информационного вакуума - а он все-таки здесь не абсолютный - встречать "ХНР" хлебом-солью херсонцы не намерены.

Россияне вроде уже печатают бюллетени, бланки, брошюры, плакаты и буклеты для проведения голосования о создании псевдореспублики и признании оккупационных властей. 

Но местные жители убеждены, что реального голосования русские не будут проводить. Разве, что кроме показательных участков, организованных для "картинки" российского тв. Да и какое голосование, если у орков нет даже базы данных по населению, адресам и паспортам (только обрывочные данные, собранные в процессе раздачи гуманитарки)?

С другой стороны, все понимают, что реальное голосование русским и не надо.

Опереться на местных коллаборантов в Херсоне они тоже не могут - за почти полным отсутствием таковых в местной власти. Известный в Херсоне любитель "русского мира" Стремоусов - фигура не только несерьезная, но и абсолютно незнакомая с административной работой. Думается, что и орки уже заметили абсолютную неадекватность этого персонажа. Но они ведь - военные, и выполняют приказ. Им приказали, они и нашли. А что из этого выйдет - им безразлично, ведь это уже выходит за границы зарплат и приказов.

Херсон, Украина, апрель 2022 года
Фото: Виктория Рощина
Херсон, Украина, апрель 2022 года

И херсонцы это прекрасно понимают. Тем более, что с 2014 года у всех нас перед глазами сразу два примера - "отжатые" орками территории Донбасса. Поэтому в создание ХНР люди не верят. Куда более реальной горожанам кажется вторая "идея" русских об административном присоединении к оккупированному Крыму.

Собственно, никакой открытой агитации за создание недореспублики в Херсоне нет. Зато периодически - и достаточно массово! - по городу появляются листовки, в которых угрожают оркам расправой, а херсонским коллаборантам - ежели найдутся желающие "прийти проголосовать" - ответственностью. 

Как бы там ни было, здесь платят гривнами, еще развиваются желто-синие флаги, работают карты банков Украины, пенсию почтальоны приносят из украинского пенсионного фонда. 

Херсон остается Украиной.

Іван Помідоров, Спеціальний кореспондент LB.ua в Херсоні
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram