Кабинет министров планирует повысить тарифы на медицинские услуги по трем направлениям: экстренная помощь, инсульт и инфаркт миокарда.
Соответствующие изменения в программу государственных гарантий медицинского обслуживания 16 июня опубликовали для общественного обсуждения на сайте Минздрава.
Тариф на экстренную медицинскую помощь на период с 1 июля до 31 декабря будет увеличен с 11 661,24 грн до 16 393,70 грн; тариф на медицинскую помощь при инсульте - с 19 332,31 грн до 26 947,00 грн; тариф на медицинскую помощь при инфаркте - с 16 001,43 до 30 108,00 грн.
Также вводится дополнительное, так называемое переходное финансирование для медицинских учреждений, которые по договорам с Национальной службой здоровья Украины получат меньше денег, чем в 2019 году.
"Этот переходный тариф противоречит закону, - комментирует проект постановления генеральная директор Директората медицинских услуг Минздрава Украины Оксана Сухорукова. - Поэтому что Программа медицинских гарантий - это о медицинскую услугу. В случае переходного финансирования - за какую услугу платит государство, получает пациент? По факту это просто содержание учреждений, а не является медицинская услуга ".
Сухорукова говорит, что постановление попало к ее директору уже в готовом виде от госсекретаря МОЗ.
"Полномочия вносить предложения по тарифам - у НСЗУ, но это постановление не рассматривалось НСЗУ. Оно родилось где-то в Минздраве, но я даже не знаю, кто именно его родил. Я сейчас в отпуске, но знаю, что постановление поступило в мой директорат вчера уже в готовом виде - от госсекретаря. Руководство Минздрава очень много сетует на то, что тарифы НСЗУ рассчитывались непрозрачно, но в результате мы получили постановление по тарифам, которые вообще просчитывались неизвестно кем и как. Новые тарифы по инсультам и инфарктам - это не средневзвешенные тарифы. они посчитаны только на лечение одним методом, а другие методы, гораздо дешевые и простые, не учтенные", - добавила она.
Средства, необходимые для реализации запланированных изменений, примут из фонда борьбы с COVID-19. По информации LB.ua, это могут также быть деньги с тех 15 млрд, которые выделены Национальной службе здоровья на выплаты учреждениям, которые предоставляют помощь больным COVID-19.
"Если это деньги, которые выделены НСЗУ на COVID, то что мы будем делать осенью с больными COVID? Мы видим, как меняется ситуация и насколько возросло количество новых случаев", - говорит Оксана Сухорукова. Она говорит, что речь идет примерно о 4 млрд грн.
Сухорукова раскритиковала постановление и в первую очередь - заложенную в нем поддержку заведений, которые не справились с подготовкой к реформе.
"На эти заведения из программы медицинских гарантий забрали субвенцию 905,8 млн, чтобы оказывать им поддержку в течение квартала. Но эти 907 млн почему-то в постановлении не учтены, и оно вводит две такие странные вещи - план трансформации заведений, который утверждает МОЗ и мониторинг его выполнения, который тоже осуществляет МОЗ. То есть заведения фактически переходят в режим ручного управления Минздрава. Вот я хочу заметить, что трансформация заведений не имеет никакого отношения в министерство. У каждого заведения есть его владелец, который решает его судьбу и строит эту сеть по своему усмотрению. Владельцы - это местные власти. Минздрав не имеет права вмешиваться, у нас на сегодняшний день происходит реформа децентрализации. это является посягательством на полномочия местной власти", - подчеркнула Сухорукова.
Напомним, что 1 апреля в Украине начался второй этап медреформы. Теперь все медицинские услуги оплачивает Национальная служба здоровья (НСЗУ) по тарифам, утвержденным Кабмином в программе медицинских гарантий. Пациенты больше не привязаны к районной поликлинике, и с направлением от врача первички могут пойти туда, где ожидают получить более качественную услугу.
В начале мая президент Владимир Зеленский заявил, что не может допустить второй этап медицинской реформы в ее нынешнем виде, потому что многие больницы получат меньше денег, чем в прошлом году.
По данным НСЗУ, 954 учреждения из тех, которые подписали контракт, должны были получить больше средств, чем в 2019 году из государственного бюджета. Разница составляла от 4 тысяч гривен до 277 миллионов. Еще 176 учреждений должны были получить до 10% меньше, чем получили в прошлом году средств из субвенции. 107 учреждений - от 10 до 30% меньше. 331 учреждение - менее чем 50% от субвенции из госбюждета-2019.