“Предметы” - простое название совместной выставки харьковчан, арт-студии Bob Basset и художника Гамлета Зиньковского. Имя последнего на слуху весь сентябрь из-за скандала вокруг его уличной картины, которую закрасили возмущенные местные жители.
Bob Basset – это коллектив, творческая мастерская, которую тридцать лет назад создали братья Олег и Сергей Петровы, и в которой 15 лет работает несколько мастеров, чьи имена для общества – тайна. После смерти Олега арт-студию Bob Basset в миру представляет Сергей Петров. Он стоит среди созданных студией масок.
- Все это называется «Предметы». Предметы Гамлета – это его умение находить необычное в обычных вещах, и предметы Bob Basset – это, как мы их называем, реальные вещи нереальных миров, - поясняет Сергей.
- В Украине очень ограниченное представление об искусстве. Вот картина – это искусство, а все остальное – уже нет. И для меня очень важно показать, что ещё может быть искусством, - говорит Гамлет Зиньковский.
Здесь есть черепа, голова лошади, собака, маска Чумного доктора и голова с рогами в виде когтей. Иногда в работах Bob Basset можно угадать героев из реальной жизни. Но большинство образов аналогов среди живых существ не имеет (по крайней мере, из известных человечеству до сегодня).
- Мы создаем новое. А новое – это наша генетическая, видовая потребность. Человек постоянно нуждается в новом. И создавать новое – это один из тяжелейших вызовов. Потому что, не забываем, людей есть семь миллиардов. Соответственно, есть семь миллиардов вариаций, и почти любая, которую ты можешь представить себе в голове, уже была продумана, подготовлена и выпущена. Теория больших чисел, собственно говоря. Как у нас получается в рамках всего этого создавать новые вещи – для меня загадка. Но мы стараемся. И именно поэтому на нас обращают внимание.
Внимание на мифические предметы Bob Basset сначала обратили покупатели E-Bay: в 2001 году братья Петровы впервые выставили работы там на продажу. В описании указали – «стимпанк» (вообще свой стиль Сергей Петров определяет как «техноромантизм - восхищение человека искусством преображения реальности и диалога человека и машины»). Тогда у студии еще не было имени, его братья придумали позже, в 2006-м, когда начали публиковать фото масок и других своих вещей в «Живом Журнале». В Интернете у Bob Basset появились свои фанаты и постоянные покупатели, с каждым годом работы харьковских мастеров оценивают все выше и выше. Так, в 2010-м маски заприметили дизайнеры Givenchy – за неделю до показа на Парижской неделе мод написали Сергею Петрову. За масками в Харьков прислали курьера.
В 2015 маски «вышли» на украинские подиумы. Потом «ушли» в рок-музыку: они появляются в фильме о группе Metallica: Through the Never, в клипах групп Korn и Slipknot.
О сотрудничестве с последней братья Петровы мечтали еще в 2003 году, но музыкант группы Сид Уилсон сам написал в студию Bob Basset - в 2013 году. За пять лет он надел более десяти масок харьковчан на свои выступления. Потом были выставки в Великобритании, Китае и практически во всех частях земного шара. Последняя – совместная с Гамлетом, в Лиме (Перу), где работы харьковчан выкупил владелец местной галереи. За неделю до выставки в Харькове маски дебютировали в премьере в клипе литовской группы Beissoul & Einius.
Узнаваемыми на родине предметы студии Bob Basset стали только после того, как о них заговорили за границей.
“Когда мы только начинали – это была группа сумасшедших: рваные кроссовки, нет денег на сигареты. Концепция была следующая: о нас станут говорить в Париже и Лондоне, тогда мы станем популярными. Моя супруга Таня говорила: “Ты сумасшедший”. Она сейчас признается, что не понимала, откуда вся эта уверенность. Но мы продолжали это делать. У нас были тяжелые времена. Но в какой-то момент это произошло”, - вспоминает Сергей.
Мастерская страхов
В Центре современного искусства ЕрмиловЦентр работы Bob Basset выставлены уже не как товар, а как предметы искусства. А вот создают их далеко от центральных районов – в небольшой гаражной мастерской, которая прячется за самыми обычными воротами частного дома. Внутри чуть ли не каждый сантиметр заставлен оборудованием, макетами тиснений, красками, кожаными лентами и коробками с кожей.
- У нас есть итальянские шкуры, потрогайте, вот, вы явно поймете, - показывает Сергей. - Это так называемая натурального дубления кожа, есть шорно-седельные, для специальных работ кожа перфорированная используется. Есть красные и светлые, но основная часть нашей работы – это черная кожа, потому что… знаете, вы можете сделать автомобиль любого цвета, но у вас купят черный! Я вообще в этом отношении даже успокоился.
- У нас есть большой стеллаж кож, которые я когда-то купил, потому что они прекрасны, восхитительны, они мне такими кажутся, и мы с ними ничего не делаем. Это просто какое-то безумие, потому что ты понимаешь, что она прекрасна сама по себе, и то, что ты из нее сделаешь, должно быть еще более прекрасным, и ты думаешь – как же это получится. У нас есть одна шкура – она уже лет 17 лежит, и мне уже от этого не по себе. Чего это ты никак не решишься, она же такая красивая! Поэтому работаем с проверенными шкурами, - говорит Сергей.
Задача – не ухудшить исходник. Знаете, есть куча мастеров, которые возьмут прекрасный материал, и сделают из него что-то, что абсолютно изничтожит всю его ценность. Очень не хочется попасть в список этих бодрых людей.
Дальше Сергей показывает, как выглядит технический процесс – выкройка, шлифовка и другие этапы. Но секрет, если он вообще есть, не в технике, а скорее в постоянстве – делать то, что получается, и делать это регулярно, уверен дизайнер. А вот идеи для новых моделей «подсказывает» как сам материал – кожа, так и личные переживания и страхи:
- Чего боятся люди? Боятся заболеть, умереть, атомной войны боятся. Я очень трусливый человек, у меня много фобий, - смеется Сергей, опираясь на тумбу с маской. - У советских людей в крови страх войны. Как от этого можно избавиться?
Бывает, что и приснится. Мне однажды приснилось, что я – вампир и гоняюсь за детьми, вбиваю в них шланг кровососущий. Сделали такую маску, на следующий же день.
Бывают случаи, когда «жизнь» в лице маски так и не появляется.
- Уродцы случаются, конечно. Бывает, что ты весь воодушевленный, делаешь, делаешь, а потом смотришь – ведь уродец… И берем этого уродца, вешаем в мастерской на стену с очень важной и понятной целью: чтоб больше так никогда не делать. И конечно, мы их людям не показываем. Надо помнить, что ты всегда можешь сделать какую-то гадость, мерзость, идиотизм. Нельзя расслабляться. Надо стараться делать лучше, чем в прошлый раз.
- Приходится взвешивать, с кем работать и как, стоит ли тратить на это время, даже если предлагают большие деньги. Потому что мы все живем в мире поступков и последствий. В момент, когда я засыпаю, я задаю себе вопрос: всё ли я правильно сделал? Меня мучает бесконечное количество моих демонов, не хочу запускать ещё новых. Поэтому – нет, я не берусь за любые заказы, - рассказывает Сергей о своих жизненных ценностях. - Важно, чтоб дети любили и гордились. Это та единственная штука, которую ты потом никак не «слепишь» со второй попытки.
«Поступки и последствия»
Десять масок стоят в ЕрмиловЦентре на постаментах под ярким светом. На выставке, как и полагается в классической галерее, предметы трогать нельзя. Посетители незаметно гладят кожу, подолгу рассматривают головы «демонов». Сооснователь арт-студии Сергей Петров признается, что и сам любит свои же маски надеть, но делает это крайне редко – изделие создают определенного размера, а значит, есть риск растянуть кожу. Любые примерки его «братья по студии» обязательно заметят.
Но примерить «виртуально» маску на выставке все же можно. Для этого нужно подойти к одному из четырех зеркал, за которыми на уровне человеческой головы спрятаны маски. В зеркалах для них вытерты «окна». Получается, что в отражении стоит туловище человека, а голова - от «бассетовских» героев.
Спрашиваю Сергея о том, какие на самом деле персонажи стоят за этими «лицами из кожи».
– Понимаете, вот в чем дело… Я вам расскажу историю, и у вас может сказка пропасть. Ну зачем это? У вас есть же какой-то ассоциативный ряд? А зачем мне в него – в ваш прекрасный ассоциативный ряд – совать свои руки? Я не считаю, что это правильно. Правильно то, что наши вещи у вас вызывают ассоциацию. Правильно то, что они вызывают у вас эмоцию. Мой долг создать предмет. Это мой долг передо мной. И если предмет доставил вам какую-то радость, удовольствие, какое-то время вам позволил размышлять о том, что происходит, то, наверное, я справился со своей задачей. А если вы его не заметили и прошли дальше, вот тут я должен нервничать. Самый страшный день – это когда ты решишь, что держишь бога за хобот. Знаете такое? Это очень страшно.
Маску-пилота Bob Basset вместе с двумя портретами Гамлета поставили в отдельной комнате. Там устроили импровизированный тир – с защитными очками, ружьем и алюминиевыми пулями. Авторы проверяют, считают ли харьковчане искусство «неприкасаемым». Внутри и на входе в «тир» уже толпятся люди, некоторые очень быстро его покидают.
«Как можно?.. Это же искусство!», - выдыхает одна из посетительниц на выходе.
«Ну… Это же не (настоящий) тир, это не обязательно… - говорит охранник, заправляя алюминиевую пульку в ружье. Его специально поставили следить за процессом, если кто решится на портреты поднять оружие. – Не обязательно попадать. Можете в глаз ему, в нос… Желательно очки надевать, иначе может от стены отскочить», - охранник отдает оружие пожилой женщине. Уже через несколько секунд она спускает курок.
«Вы в лоб попали!» - радостно комментирует девушка в очереди.
«Хорошая винтовка! Я занималась стрельбой, в шестом классе, да… Мне было интересно (проверить навыки - авт.). Чувств никаких, жаль, что я не знаю этих людей».
Увидеть "Предметы" в Харькове можно до 21 октября.
Автор фото и видео - Макс Левин.