Поскольку неумная или неосторожная модернизация социальной системы опасна для населения страны, жаждущей перемен, одним из основополагающих принципов коррекции существующей системы есть запрет на тотальное и единовременное реформирование системы. Слишком велика опасность ошибки…
Именно поэтому цивилизованные реформаторы социальных систем готовят и осуществляют модернизацию не во всей стране одновременно, а только в нескольких так называемых пилотных регионах. У нас, в наших реалиях, это – области. Удивительно, что это знаю я, выпускник советского медицинского института и советской же тюрьмы, но не знает американская гражданка и выпускница мичиганского университета.
Есть и иные обязательные условия подготовки и проведения в стране социальных реформ. Объект реформирования, в нашем случае медицинское министерство, не может быть проводником реформы. В цивилизованном государстве реформу готовит и просчитывает независимая от реформируемого ведомства команда специалистов, и юридически, и финансово дистанцированная от объекта реформы. Здесь, в Украине, сегодня ситуация иная.
Группа экспертов, составляющая команду реформаторов, должна формироваться по заранее определенным, продуманным и публично провозглашенным критериям, а не по принципу близости к руководителю объекта реформирования, т.е. министру. Группа экспертов в нашем, медицинском случае должна состоять из специалистов в сфере общественного здравоохранения, социальной политики, социологов, имеющих опыт исследований в этой специальной сфере, экономистов, социальных психологов, юристов, знающих медицинскую систему (не адвокатов, не прокуроров, не специалистов по космическому праву…). Разумеется, и врачей – но только в качестве консультантов, а не принимающих решения членов экспертной группы. С болью хочу заметить, что такие специалисты в Украине есть, но – не востребованы.
Допустимо ли вмешательство, прямое или косвенное, высоких государственных чиновников в работу этой группы, в ее формирование? В цивилизованной стране – категорически недопустимо. А у нас – и Президент с его Администрацией, и Премьер-министр знают и могут всё. Кстати, судя по воспоминаниям современников, первый нарком здравоохранения Семашко создавал свою систему, оказавшуюся тогда очень эффективной, не испытывая давления со стороны диктатора Сталина. Последний не давал наркому советы и указания.
Существуют и иные общепринятые стандарты подготовки и проведения социальной реформы. В частности, исследование не только компетенции сугубо медицинского министерства, но и медицинских служб других министерств и ведомств, имеющих свои медицинские подсистемы.
Здесь же и необходимость коррекции программ и практик подготовки специалистов. И обязательное информирование населения страны о целях и шагах реформы. И, что чрезвычайно важно, о совершенных реформаторами в пилотных регионах ошибках! Без этого доверия к реформе не будет.
Победа первого Майдана принесла всем нам осознанную надежду на модернизацию страны. К сожалению, по вине наших руководителей так и не реализованную. В это светлое время с желанием помочь своей стране в Украину вернулись десятки молодых специалистов, получивших серьезное образование в зарубежных университетах. Две молодые украинки были приглашены работать в секретариат Ющенко. Они успешно выполнили свое задание, провели функциональное исследование структуры и работы министерства здравоохранения. Результаты оказались неинтересными и для президентского секретариата, и для кабмина…
Волей судьбы они пришли ко мне в фонд Сороса, где я тогда был членом правления. Бегло ознакомившись с этим документом, я понял: его необходимо публиковать немедленно! Руководство фонда не захотело принять мое предложение, и я, рискуя возможными неприятностями, опубликовал этот блестящий документ, взяв деньги из очередного европейского гранта, полученного для издания сугубо психиатрической литературы. Увы, и в печатном виде этот важный для подготовки реформирования системы документ оказался невостребованным. Спустя короткое время обе юные женщины, осознав свою ненужность в собственной стране, вернулись в Европу. Сейчас они – наша европейская диаспора, бежавшая не от Сталина, а от нас, мелких, убогих казнокрадов.
Процесс выдавливания интеллекта и культурного патриотизма из страны продолжается . Ручейки усиливающейся эмиграции вскоре могут превратиться в полноводную реку. По-прежнему уезжают лучшие. Уголовники и наркоманы остаются здесь. Некоторые из них – в близком окружении и. о. министра здравоохранения и обслуживающих ее пиар компанию фондов. Увы, в большинстве своем – североамериканских.
Как сказал мне недавно молодой экономист, пытавшийся найти применение своим знаниям в «команде молодых реформаторов» госпожи Супрун, уезжая работать в США, не будет испытывать ностальгию ни по обилию магазинов «Рошен», ни по переполненным паранойей казематам министерства здравоохранения. Он, получивший блестящее образование в одном из лучших университетов Европы, уже покинул нас. По-видимому, навсегда. И он сегодня – часть нашей диаспоры.
В помощь тем, кто заинтересовался историей. Текст Семёна Глузмана
А нам, остается утешаться прежним: скоро выборы! Выберем тех же, циничных, жадных и нас презирающих. Фамилии здесь не важны, будут прежние… Будем ждать, пока вырастет новое поколение украинцев, свободных, умных и социально активных. Как мы когда-то ждали прихода обещанного Хрущевым коммунизма.
А вдруг случится? Тогда в нашу диаспору вольются бегущие из честной Украины господа Ющенко, Порошенко, Яценюк, Гройсман… Вечное ожидание, такова наша судьба.