Однажды, путешествуя по Норвегии на мотоцикле, я вынужден был купить себе новую непромокаемую обувь. Дело было в Бергене, втором городе по величине после Осло, в 13 веке даже бывшем столицей, по нашим масштабам - областной центр. Кроме всего, Берген известен тем, что там выпадает больше всего осадков. И на эту тему есть множество шуток, о них чуть ниже.
Норвежцы славятся тем, что они буквально из ничего могут сделать музей, придать ему статус, и туда, как заколдованные, потянутся туристы. Природа такая, что придает высокую значимость чему угодно.
Там есть «историческая набережная», десяток старых трехэтажных домов впритык. У нас в похожих еще в райцентрах вполне себе живут. Но в Бергене все очень аккуратненько, прянично. Выше этого, в гору, уже обычный ухоженный городок, никакой роскоши.
Так вот, остальные норвежцы рассказывают, что бергенца можно отличить от других норвежцев, если он разуется. Потому что у него между пальцами ног перепонки, как у утки.
Продавец предложил примерить очень недешевую обувь, и я, разуваясь и болтая с ним о чем-то третьестепенном, подумал, уставившись на свою босую (смена носков!) ногу, не рассказать ли ему заодно анекдот, показав, как я круто уже разбираюсь в местном фольклоре. Американцы такие приколы любят, а вот норвежцы?
На этой паузе я поднял глаза и увидел, что он точно так же смотрит на мою ногу. После чего, мы, не сговариваясь, оба дико заржали.
Эти воспоминания вызвала у меня недавняя фейсбучная полемика по поводу поста девушки, приехавшей из Львова в Одессу, и написавшей свои впечатления от города, в том числе о некой унылости и совковости. Последовали десятки постов, тысячи перепостов, сотни комментариев с обличениями. Любой сетевой хайп содержит много восклицательных знаков и ту краткость, которая ни сестра таланта, а скорее жертва их инцеста, поэтому содержательную часть можно описать очень кратко: «Да как она посмела?»
Ситуация это, подающаяся как экстраординарная, на само деле очень заурядна.
Киев в таких же красках, а то и похуже, часто изображают иностранные туристы в своих пабликах. От Львова по ряду причин морщат нос киевляне и прочие понаехавшие. Все вместе тыкают пальцами в якобы показушность Днепра, ну и так далее.
Ну и чтоб уж совсем набросить на вентилятор - #вотэтовотвсетакое в мире про Украину пишет не только лично Путин. Хотя бы потому, что писалось и задолго до него.
Везде оказывается не только своя уникальная и неповторимая «историческая набережная», но и не менее уникальные перепонки между пальцев. Но пылко говорить об этом уместно только местным.
Оскорбленные реакции совершенно идентичны, различаются лишь топонимы и специфические местные ругательства в адрес «какпосмевших». Объяснить это просто «местным патриотизмом» невозможно. Невероятно разные люди реагируют похожим образом. Но местный патриотизм концентрируется на своей «набережной», в меньшей степени на критике критиков. Поэтому местных патриотов всегда мало.
Люди обижаются не на констатацию очевидного в своих городах - они и сами же об этом друг другу пишут и говорят. Объединяющая критика критикующего более универсальна. Потому что она сродни разговорам о религии или о любви (разница, впрочем, небольшая). Дело в масштабе и пропорциях.
Каждый, кто видел средневековую живопись, обращал внимание на «детскость» композиций и странные пропорции изображаемых фигур, особенно на иконах. Первое объяснение, приходящее на ум - это от неумелости и неуклюжести, от примитивного мышления. Мы, современные люди, и просвещеннее, и умелее, а с фотошопом – так вообще красавцы.
На самом деле размер персонажей зависел не от места в сюжете и композиции. А от его значимости в изображаемой сцене. Где бы бес не находился, он всегда мелкий, по определению. Законы перспективы вторичны. Визуальное повествование шло для посвященных в систему высших местечковых ценностей, разные сарацины и неверные к этой ойкумене доступа не имели. А местечковость - это комплимент, а не обида. Города были и есть более существенным держателем смыслов, чем государства, как бы не старались их государи.
Соответственно любой текст, изображающий ситуацию в обычных пропорциях, воспринимается как злонамеренное искажение сакральной реальности. «Когда мы исключаем из общества людей в качестве живых и сознательных систем и страны с их географическими и демографическими особенностями, они не утрачиваются для теории. Они лишь находятся не там, где их предполагали с фатальными следствиями для развития теории. Они находятся не в обществе, а в его окружающей среде.» (Никлас Луман, «Понятие общества».).
Описание явления с точки зрения окружающей среды всегда болезненно для восприятия общества, оно уменьшает его ценности в масштабе. Будь это хоть бусы и ракушки, неважно.
Представьте себе ситуацию, что кто-то написал скептический отзыв о Нью-Йорке, о его подземке и т.д. (Я вполне себе представляю, мне лично он не по душе). И написал это человек, скажем, из Небраски. В каком-то своем паблике. Можно смело предположить, что ньюйоркерам это будет совершенно пофиг. Подумаешь, крысы. Ритм, в котором горожане живут, вообще рефлексий не предусматривает. Ну разве ты чем-то недозакинулся в ночном клубе.
Но я предполагаю также, что если такое напишет человек из Вашингтона о Новом Орлеане (где-то в комментах в «Вашингтон пост»), то волна может подняться. Нашей не чета, но все же побурлит пару часов. (Можно, конечно, съездить и в Йоханнесбург, но надо еще ж и вернуться оттуда.)
Потому что оба эти города не просто населенные пункты или мега-офисы. Они – многократные символы чего-то –там- еще, и эти символы легко можно привязать к сегодняшним внутри американским разборкам. Ну и достаточно, понеслась.
Такое поведение в психологии определяется термином «локус контроля». Если перевести это на наш понятийный язык, это будет звучать как «источник ответственности».
Это такая пригоршня причин, которыми человек объясняет собственное поведение и поведение других. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности. Если во всем виноваты внешние обстоятельства (хунта, рептилоиды, масоны, Кремль, Порошенко и т.д.) то это — экстернальный, внешний локус контроля. Все причины любых состояний себя и мира вокруг ищутся извне. Критикующий – всегда чужак, пришелец.
Сопутствующие черты поведения - неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, комфортность (прогиб под все, что угодно) и агрессивность.
То поведение, которое мы считаем образцовым и к которому все больше просимся на ПМЖ, работу или хотя бы на отдых по безвизу – это внутренний локус контроля. Люди считают, что все зависит от них самих, им масштабирование проблем погоды не делает. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Возьмите любого североамериканца, или центральноевропейца из среднего класса – получите такой тип общения и восприятия действительности. Если вы будете публично критиковать его барбекю, то есть шанс перенести взаимное общение в «Кентуки Чикен», но не более того.
«Гений места», термин из эпиграфа, точнее означается как «дух места», и в античной мияологии это больше имело отношение к пейзажу, чем к городу, там были свои божки.
На римских фресках изображался человек, приносящий дары, и змея, ползущая к алтарю. Защита родного алтаря - дело хорошее и почетное. Но неплохо бы определиться на старте, в какой именно ипостаси его защищать.