Во вторник, 20 июня, киевляне и гости города могли бесплатно покататься на пассажирских суднах подводных крыльях («ракета») по Днепру. Акцию организовали народные депутаты Борислав Береза, Игорь Молоток, Виталий Куприй и Владимир Арьев. С ее помощью они хотят привлечь внимание к проблематике пассажирских и грузовых перевозок по воде, экологической ситуации на Днепре и других проблемах развития рек в Украине. Тур на «ракете» побывал в Херсоне, Запорожье, Днепре, Черкассах и других городах, расположенных на реке Днепр.
Ранее народный депутат Андрей Вадатурский инициировал создание в Верховной раде межфракционного депутатского объединения «За развитие рек Украины», в которое вошли 44 депутата-мажоритарщика, округа которых выходят на главную артерию страны.. К работе объединения пригласили также экспертов специалисты из налогового, бюджетного и транспортного комитетов. Главной целью МДО является создание законопроекта, который обеспечит развитие речной отрасли экономики, судоходства и судостроения, инфраструктуры и решение проблем экологии.
«У нас есть 9 судостроительных заводов, которые должны работать, а это от 10 до 25 тысяч рабочих мест. И это продукция с огромной добавленной стоимостью, продукция технологичная, инновационная. Ранее в отрасли работало 250 тыс. человек, одно рабочее место давало дополнительно 5-6 новых в сопутствующих отраслях», - отметил нардеп Андрей Вадатурский, комментируя инициативу по созданию МДО.
По его словам, объем грузовых перевозок под украинским флагом сегодня критически мал. «За год в Украине порты обрабатывают 150-170 миллионов тонн грузов, включая операции по экспорту, импорту, транзитные перевозки. Однако из этого объема, только 5-7 миллионов тонн груза проходит под флагом Украины. За последние 23 года, дедвейт украинских кораблей уменьшился в 14 раз. В 1995 году – 6,2 млн тонн грузов, а в 2016 году уже 0,5 млн тонн», - сказал Вадатурский.
Кроме того, ситуация с пассажирскими перевозками в стране также является критической. «Ежегодно мы теряем десятки миллиардов гривен поступлений, сотни тысяч рабочих мест в отраслях судоходства, судостроения, портовой инфраструктуры и других сопутствующих отраслях», - подчеркнул народный депутат.
Инициатива депутатов направлена также на создание условий для обновления речной инфраструктуры. «Государством не ведутся дноуглубительные работы, шлюзы находятся в аварийном состоянии, есть даже аварийно-опасные участки в Днепровском и Днепродзержинском водохранилищах. Состояние причалов и портов далеко от мировых норм», - отмечает Вадатурский.
Также депутаты намерены уделить внимание экологическому состоянию рек, куда сбрасываются химические стоки, азотные вещества и тяжелее металлы. «Из-за этого ежегодно осложняется санитарно-эпидемиологическая ситуация, уменьшаются вылов рыбы и биоразнообразие. Реки в Украине фактически «самоотравились», показатели вылова рыбы самые низкие за последние 60 лет», - подчеркнул депутат.
Инициаторы создания объединения уверены, что такие акции смогут привлечь внимание к проблеме рек не только обычных граждан, но и других народных депутатов, а также членов правительства и профильных органов центральной и местной власти.
МДО «За развитие рек Украины» уже начало свою законотворческую деятельность. В частности, 16 июня зарегистрирован проект закона 2475-3 «О внутреннем водном транспорте», который совершенствует администрирование внутренних водных путей, гарантирует регистрацию судов за сутки и получения разрешительных документов через 48 часов после заявки. Также 22 июня планируются к презентации проекты законов о внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы для содействия развитию судостроения, а также о восстановлении конкурентоспособности внутреннего водного транспорта в сравнении с альтернативными. Также осуществляется дальнейшее совершенствование законодательства по обеспечению экологической безопасности при использовании рек Украины