Нет автобуса – нет учебы
«Есть такой урок сложный – письмо. Я умею писать букву «У». Только не печатную. Хочешь я тебе покажу? Сейчас палочку возьму…, – шестилетняя Оксана из Семигорья пишет на обочине у дороги буквы. – Когда осень настала, я уже пошла в школу. Я там учусь. Знаешь, какие там уроки? Физкультура, природознавство и математика».
Девочка старательно выводит цифры на песке, с грустью посматривает на проходящие машины.
«Вчера автобус школьный не пришел, так ребенок истерику устроил, пришлось искать машину, чтоб отвезти ее в школу», – рассказывает ее мама Саша.
Оксана и еще пять детей из Семигорья учатся в соседнем селе Новолуганское. Чтобы добраться за 7 километров в школу, ездят на школьном автобусе. В сентябре автобус «прогулял» четыре раза.
«Он не выезжает, он ломался. Вот первая неделя учебы, а автобус сломался. Хотя сельский глава говорил, что будет нормальный автобус, будет нормальная доставка детей в школу. А еще они автобус заправляют, среди недели. А нам никто не звонит и не предупреждает, что автобуса не будет», – жалуется Саша. Она хочет чтобы ее дочь училась в школе в другом селе – ехать туда 12 километров, но автобус исправный, да и там безопаснее, дальше от линии фронта.
Дело в том, что село Новолуганское находится между блокпостом украинских военных и неконтролируемой территорией. Попасть туда можно только до шести вечера, обязательное условие – прописка или местная регистрация переселенца. Само село почти не пострадало от войны, но если начинаются боевые действия, детей оттуда эвакуировать сложно.
«В прошлом году обстреляли Новолуганское, сказали – забирайте ребенка из садика, – вспоминает Саша. – А въезд и выезд перекрыты были, так мы тропками добирались».
После нашей встречи в Семигорье родителям школьников сообщили новый график автобуса – он будет ходить два раза в неделю.
Выйти из «серой зоны»
«Я даже не видел своего учителя, классного руководителя. Только знал, как его зовут, и все», – рассказывает шестиклассник Эдик из села Зайцево под Горловкой. Его часть села находится под контролем украинских военных. А зайцевская школа осталась по другую сторону от линии фронта. И первый год войны дети ходили пешком на неподконтрольные территории либо получали задания по телефону.
«Если посчитать сколько – три блокпоста до школы. Один на нашей улице, один на улице выше и один там. Да я там (в школе - авт.) уже год не была, наверно. С полгода точно – потому что не пропускает никто. Через поле идти – нет, там же заминировано все», – вспоминает выпускница Даша.
"Сначала дети учились в школе, но потом здание заняли боевики так называемой "ДНР".
«Было более-менее тихо, – говорит Надежда Джанибекова. Она - многодетная мать, до войны удочерила нескольких девочек. Прошлой осенью отвела одну из своих дочерей в первый класс в Зайцевскую школу. – Но потом прямо среди учебного процесса школу обстреляли, и детей через окна вытаскивали. На этом школа закрылась».
Дочка Надежды проучилась в школе «на той стороне» неделю и больше не ходила на занятия.
Зайцевские ученики занимались в здании библиотеки, рассказывает Даша. Она долгое время не хотела бросать школу: «В основном, кто сейчас задумывается, где учиться, – на «днр» или «украинской» стороне – это выпускники. Переживают, куда поступать. А те дети, которые в 5-6 классе – им как-то все равно, где учиться, лишь бы это было поближе и чтоб было тихо. Для них какая там сторона – это вообще не важно. Это я и лично по себе сужу. Мне в восьмом классе было все равно. Главное – чтоб моя школа с моими учителями».
В одиннадцатом классе Даша все же переехала. Ее мама сняла для девочки комнату в Артемовске. Она доучилась в местной школе и сдала внешнее тестирование.
«Потому что я хотела «на Украину» поступать», – говорит Даша. Сейчас она учится на бюджете в Харьковском педагогическом университете.
Уехала из Зайцево и 5-классница Вика. Она живет в Константиновке у сестры своей матери. Приезжает редко – на выходные и на каникулы.
«Сложно – потому что нет поддержки, мамы нет, папы нет, – говорит Вика. Она бегает с собакой по двору. Дальше ста метров от дома не отходит. – На площадку ходим, или в мячик играем, когда Эдик здесь. Нас вообще только двое. Есть тут дети, но они очень далеко от нас живут».
Мама Вики хочет забрать девочку домой – едва находятся деньги на поездки.
«Это очень тяжело. Мы платим там за питание, она уже в 5 классе. А вот с канцелярией нам помогли. Одежды столько нет. Домой просится, но мне проще, чтоб она была там, там тише и мне так спокойнее. Хочу забрать ее домой – чтобы дома мы все вместе были…», – рассказывает мама Вики Марина.
В селе остается около двух десятков школьников, с начала учебного года все они учатся на украинской территории – кто в Артемовске, кто в соседнем селе Опытное. С организацией автобуса да и вообще с решением перевести детей в другие школы помогли волонтёры.
«Три-четыре месяца переговоров моих и Тани Кошель (волонтер из Торецка – ред.) с родителями о том, зачем детям аттестат такого образца, и зачем ходить на небезопасную территорию, и они согласились выехать посмотреть на эти школы. Индивидуально, каждого родителя, а иногда группами возили в три ближайшие школы. В школу-интернат, в обычную общеобразовательную школу», – рассказывает Евгений Каплин, координатор гуманитарной миссии «Пролиска».
Переговоры – не только с родителями, но и с местными властями - длились целое лето. Волонтерам удалось уговорить перевести школьников в другие школы всех родителей из Зайцево. Со второго сентября детей ежедневно возит в школу автобус.
Надежда Джанибекова пока отдала трех дочек в интернат. Они уезжают на учебу в понедельник, а возвращаются домой в пятницу вечером.
«Детей я не боюсь в школу отпускать, я боюсь их домой привозить, на выходные. Потому что в Артемовске более-менее спокойно. А домой приезжаешь, и не знаешь, что ночь тебе принесет, – вздыхает Надежда. – Я большой противник того, что дети в интернате. Зачем брать детей из детдома, если они учатся в интернате? Интернат – не дом, даже если он самый лучший. Это было очень сложное для меня решение – отдать детей в интернат. Но другого на тот момент выхода не было…».
«Мы живем на самой крайней улице. Всяко бывает. Воды два года не было, теперь света четвертый месяц нет. Живем…», – говорит она.
«Как занимаетесь с ними?», – спрашиваю.
«Как получится. День-то короткий, пока управишься с ними. Они в интернате учатся, там продленка. Домой нам стараются заданий не задавать, знают, что света нет, – рассказывает Надежда. – Но мы повторяем дома, что задавали, буковки пишем. Цифры пишем. У Оли лучше получается, а Надя (у Нади ДЦП – ред.) строчки не видит. Вот после каникул пойдем в оптику ей очки подбирать. Когда я брала ее, мне говорили, что это ребенок растение, с умирающим мозгом. То сейчас она запоминает стишки, запоминает буковки, запоминает, пусть не хватает звезды с неба».
Сейчас волонтеры собирают деньги, чтобы купить Надежде и ее дочерям дом – на безопасной территории. Тогда они пойдут в обычную школу.
На территории так называемой "ДНР" учились еще 17 детей – из пригорода Горловки, Майорска. Волонтерам удалось уговорить родителей еще пятерых детей перевести их в школы, подконтрольные украинской власти.
Несколько старшеклассников же сами заявили своим родителям, что будут учиться на территории так называемой "ДНР". На разговоры с «чужими» такие школьники идут нехотя.
«Нам здесь минут двадцать пешком идти, а за блокпостом нас забирает автобус. Минут десять еще ехать, – говорит Лена (имя изменено). – Мы сами выбирали, где нам учиться. В украинской школе хотели экстернатом учиться, но нам не разрешили, сказали, что мы с подконтрольной территории…»
Школа «в сетях»
Для школьников с неподконтрольных территорий и тех, кто не получил украинский табель за любой класс, есть образование на экстернатной форме. Учиться на «экстерне» можно практически в любой школе. Набор проходит с 1 октября почти до весны.
«Это очень удобная форма. И хорошо, что есть такое постановление, согласно которому дети, у которых нет документа за 9 класс, но которые по возрасту должны учиться, скажем, в 10 классе, но учились в России – были беженцами, учились еще где-то и не получили документ за 9 класс, то они могут учиться у нас», – говорит директор школы в селе Гранитное Леся Коссе.
Так в школу приняли обратно 10-классника Антона (имя изменено) – он выехал с родителями во время боевых действий, жил за границей, учился там в школе, но учебный год не закончил и вернулся обратно в родное село. Здесь надеялся вернуться в свой же класс.
«Боялся, что год придется потерять. Хотелось со своими…», – говорит Антон. Он и после уроков гуляет с одноклассниками. С чужими людьми, правда, не разговорчив.
«Он стал немного замкнутым. Сейчас, когда мы вернулись, уже получше, – говорит его мать Катерина (имя изменено). – После переезда он немножко «съехал». Да и предметы новые, учителя. Стесняется. Трудности есть. Трудности в том, что кроме домашних заданий по нынешним предметам, нужно еще выполнять контрольные работы. Вот пришел, поел и начинает заниматься».
Школьники с неподконтрольных территорий сейчас стали обращаться к экстернату чаще, говорит замдиректора Бахмутской школы №18 Наталья Ларченко. Один из самых частых вопросов – можно ли пройти за один год два учебных? Нужно ли жить в том же городе, где и школа? Есть ученики, которые перевелись на экстернат еще в начале войны.
Одиннадцатиклассник Максим из Донецка (имя изменено) подал документы на экстернат еще в 2014 году. Все контрольные он получает по электронной почте.
«Почту им дал папа, когда регистрировал в школе. А они мне уже прислали контрольные работы. И это почта не конкретного учителя, а вообще всей школы», – рассказывает Максим. По будням он учится в школе в Донецке, а по выходным делает задания для «заочной» школы.
«Все равно я здесь знания получаю – математика, английский… А так в школе мы учим то же самое, что и в Украине. В школе у нас есть украинский язык. Одну неделю – украинский, а на другую – литературу. И учим мы все то же. И друзья у меня есть. А когда мне с ними общаться? А на экстернате я не учусь, просто решаю контрольные», – говорит Максим.
«На расстоянии, наверно, легко обмануть систему?», – спрашиваю Максима.
«Да, если что-то не знаешь, то… Хотя и в обычной школе когда учишься – есть же мобильный интернет, – говорит он. – Хотя многого там и нет. Вопросы ставятся так, что поисковики не могут найти ответ. Как-то хитро спросят, по истории бывает так обычно, или по украинской литературе, что толком ответ не найдешь в сети. И с химией то же самое. Хотя есть сайты, на которых прописывается уравнение, и получаешь решение…»
Различия в программе школ так называемой ДНР все же есть. Так, курс «Истории Украины» был вообще вычеркнут.
«Сейчас мы учим «Историю отечества», это вроде как история Донецка, но не совсем…», – поясняет Максим. Сам он учит историю и ряд других предметов с репетиторами, но только по программе украинских школ. Хотя дополнительные занятия после уроков приходится часто пропускать, жалуется Максим.
«Нас все время куда-то забирают: на какие-то митинги, на какие-то праздники никому не нужные. Когда все только началось, нас очень часто водили. Отказаться нельзя, это добровольно-принудительно. На выходных, на каникулах, во время учебы. Вот сегодня был «День флага» – забрали с седьмого урока и часов до трех нас держали…», – недоволен выпускник.
Тем временем Минобразования Украины придумало еще одну форму обучения, которая может быть более удобной для учеников с неподконтрольных территорий. Это дистанционное обучение. На отельном сайте была создана специальная платформа, «виртуальная школа». Чтобы попасть в нее, нужно зарегистрироваться в одной из пяти школ на Донбассе, поясняет замдиректора Бахмутской школы №18 Наталья Ларченко.
В Бахмутской школе в этом году набрали 15 «электронных» девятиклассников и столько же – одиннадцатиклассников. Потом ученику выдают логин и пароль, с которыми ученик заходит на свою страничку. Каждую неделю в кабинете школьника становятся доступны уроки и задания на каждый из пяти учебных дней.
Учитель же в свою очередь тоже видит профили учеников, и какие задания они уже выполнили.
«Тут есть индивидуальная карточка, ребенок может разместить портрет. Там есть фотография, электронный адрес, предметы. То есть за каждым учеником, если мы открываем карточку, то мы видим все курсы, которые он осваивает в данный момент. Но каждый учитель видит только свой класс, а зайти к другому учителю посмотреть – может только администратор всей платформы», – говорит Ларченко.
Школьники видят план урока, текст и задания к нему. Это могут быть онлайн-тесты – тогда ученик сразу получает оценку, либо задание с развернутым вопросом. Тогда ученик отправляет в ответ файл с отсканированной тетрадью или текстовый документ с ответами. Ученики могут переписываться с учителями, спрашивать, как выполнить задание.
«Можно сначала почитать, есть тренировочные задание. Видите, контроль не на каждом уроке, может быть контроль сразу за несколько заданий, как в обычной школе», – показывает Ларченко.
«То есть, зашел – прочитал урок, значит, на уроке был? Можно ли посмотреть посещаемость? Обмануть нельзя, скажем, тем, что просто открыл страницу?», – уточняю.
«Фиксируется время пребывания, во сколько ты зашел, сколько прошел материала. Конечно, есть большая вероятность, что ребенок не сам выполнял задание. Но вот когда тестирование он проходит – все фиксируется вплоть до последней секунды, – уверяет Наталья Ларченко. – Сколько было попыток, сколько секунд он потратил на выполнение задания. Все отслеживается. Под логином и паролем, под которым заходит ребенок, за ним ведется строгий учет. Открываешь карточку – и видно его активность. Кто-то зашел в день сто раз и ничего не выполнил, а кто-то зашел один раз, но поработал конкретно. Но такого, чтобы зашел и выложил ответы не читая – такого нет».
По ее словам, есть управляющий, который следит за нарушениями. «Или если я подозреваю, что ученик учится нечестно, то я сообщаю администратору и он с этим разбирается», – добавляет замдиректора Бахмутской школы №18. – Есть еще возможность ограничить временные рамки выполнения задания. То есть, например, выполняют ученики задание, и учитель дает срок на выполнение – неделю. И после изучения можно приступить к изучению новой темы. Была такая ситуация, когда родители обращались, звонили, просили, снимите с нас ограничения, чтобы мы выполнили, потому что мы были на больничном».
А вот чтобы закончить дистанционный класс, его ученикам, как и экстернам, нужно будет приехать на экзамены в мае.
Репортаж подготовлен в рамках проекта, который осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады