ГлавнаяОбществоЖиття

Смягчить Европу

Это было горькое, саднящее ощущение. Мы, зэки, были носителями правды и искренности, а мир вокруг нас продолжал сходить с ума. Заполненная ложью газета «Правда», как и все другие газеты на языках братских советских республик, регулярно доставлявшиеся в зону по приказу Центра КГБ, сообщали подробности крепнущей борьбы за мир в странах Запада. В том числе и о массовых демонстрациях с требованиями ликвидации ракет и ядерных боеголовок. Граждане западных государств с нарастающей яростью требовали от своих правительств полного или частичного разоружения. От своих правительств, но никогда – от правительства СССР.

Особенно горько было узнавать об участии в этой странной «борьбе за мир» западных интеллектуалов, преимущественно французских. Зная всё о реалиях жизни в СССР, о подготовке Брежнева и Ко к третьей мировой войне, наконец, о нас, советских политзаключенных, они продолжали участвовать в своей бесчестной, совсем не пацифистской «борьбе». Ярко помню горькие слова Сергея Адамовича Ковалева, моего соузника по зоне ВС 389/36: «Если доживу, если повезёт оказаться в Европе, буду делать все возможное, чтобы западный избиратель осознал истинную, обслуживающую СССР роль всех этих писателей, художников и философов…».

Не пришлось Сергею Адамовичу уехать в Европу. После суицида СССР он остался в России, в Москве. Где живёт и сегодня. А «борьба за мир» в Европе закончилась, поскольку иссякло финансовое и иное вспомоществование из Москвы, из международного отдела ЦК КПСС.

Сегодня в Европе другая борьба. Подспудно нарастающая. Мир не меняется… Уже не СССР, но все та же Советская Россия материальными и прочими стимулами старается смягчить, одружелюбить Европу. Нет массовых демонстраций, проплаченных Москвой, но есть иное, более эффективное: оболванивание «среднего» европейца обильно и постоянно повторяющейся дезинформацией. И, чем острее и примитивнее ложь, тем больше доверия к ней. Да и как понять сосредоточенному на собственных проблемах европейскому обывателю, бегают ли по улицам Киева фашисты, режут ли в подворотнях Харькова евреев грозные украинские националисты, устраивают ли кровавые побоища на улицах Львова давно почившие в Бозе «бандеровцы» (в кавычках, ибо не знают нашей печальной истории европейские обыватели).

В этом смысле Путин работает лучше, эффективнее Брежнева. Многоязычная ложь, льющаяся на Европу из Москвы, повторяющаяся и нюансированная, «облагораживает» образ матушки России, безмерно страдающей от украинских варваров и европейских политиков, так несправедливо унижающих добряка и альтруиста Путина экономическими санкциями. Чего только стоит образ распятого бандитами-бандеровцами маленького русского мальчика, растиражированный во Франции, Германии и Нидерландах! А пара-тройка «хороших крымских татар», убедительно рассказывающих о сыновней любви к России!

Понимаю, санкции постепенно ослабят. А потом и вовсе снимут. Под давлением своих собственных национальных бизнес-интересов. Политика и нравственность несовместимы. Даже в устойчивых демократических государствах. Тем более, что и наши политики будут неустанно подыгрывать Путину, демонстрируя свои прежние качества: жадность, непоследовательность и оголтелый популизм.

Но закончится всё вполне логично. В силу физиологических обстоятельств Путин, наконец, сможет обсудить свои победы и ошибки со Сталиным и Гитлером. Быть может, допустят к этому покойницкому «круглому столу» и Саддама Хусейна… А здесь, на этом свете, историки и политологи дымящейся в распаде России, уменьшившейся чуть ли не вдвое, поймут и примут для себя прелести европейского демократического несовершенства.

Когда? Не знаю. Но уверен: так будет. Такова неизбывная логика Истории.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram