Что-то мы осознали. И тихо, без согласования со старшими, стали на путь сопротивления. Опять готовим педиатров. Но разрушенное не вернуть, не восстановить. Стыдно, что так получилось. Стыдно, что об этом вслух говорит иностранный эксперт (кстати, явно смягчая слова, не хочет нас уж совсем обидеть). И ещё очень стыдно оттого, что официально существующее в стране сообщество педиатров в момент революционного порыва минздравовского начальства даже не пискнуло, не попыталось сказать: «Остановитесь, одумайтесь!» Такова советская традиция: все эти медицинские общества (их много, по каждой специальности) имитировали самостоятельность. Так было в СССР, так осталось в Украине. Въевшаяся в плоть и кровь традиция.
Тогда, в СССР, альтернативы в системе единоначалия были запрещены. Сейчас, в демократическом государстве – не приветствуются. Отчетливо помню давний факт. Ко мне пришли молодые специалисты, биолог, врач, философ. Они увлеченно рассказывали мне о своих первых шагах в сфере создания теории и практики биоэтики в Украине. Я с удовольствием смотрел в их горящие глаза, вникал в их конкретные планы… Но они пришли ко мне не только знакомиться и сотрудничать, они просили защиты. Защиты от высокого академического чиновника, считавшего себя первым и единственным специалистом по биоэтике в Украине. Кстати, по специальности и роду своей деятельности он был гигиенистом…
Прошли годы. А мы всё ещё в СССР. Пытающиеся самоорганизоваться молодые педиатры сегодня, в 2016 году, подвергаются давлению со стороны так называемой «большой» ассоциации педиатров. Их вина серьезна и очевидна: они хотят самоорганизоваться!
Оставаясь, кстати, членами «большой» ассоциации. Что возможно, логично и законно. Нельзя состоять в нескольких партиях, а в нескольких общественных организациях – вполне. Ни Минздрав, ни Академия медицинских наук не могут, не должны этому препятствовать.
На наших глазах, рядом с нами происходит смена поколений. В медицине, в частности. Понимаю, молодые врачи, владея иностранными языками, начитались всяких европейских и североамериканских книг, хотят жить и работать по-европейски. А вот официальное педиатрическое начальство, ух, как рассердилось. Нельзя, оказывается, сметь своё суждение иметь. Не могу не вспомнить здесь, к месту, характерный эпизод из своего далекого лагерного прошлого. Закрывая меня и моего дорогого друга и учителя Ивана Алексеевича Свитлычного в карцер, капитан МВД Пацков (прозвище у него было «интеллигент») зачищал нас обоих от книг, которые мы намеревались взять с собою в штрафную камеру. Забирая у Свитлычного какой-то томик поэзии на французском языке (кажется, это был Аполлинер), Пацков проникновенно произнес фразу из «Горя от ума» Грибоедова (на то и был он «интеллигент»): «Собрать бы книги все да сжечь!» Он, капитан Пацков, был нам понятен, поскольку верно служил тоталитарному государству. А сейчас у нас государство демократическое. Или я ошибаюсь?
Не хочу заканчивать текст печалью. Не всё у нас в Украине столь плохо. Вот мы, врачи-психиатры, имеем несколько профессиональных сообществ. Шесть или семь, точно не помню. Не все живут, не все реально функционируют. Те, кто живы, а не только зарегистрированы, совсем не враждуют. И никто из врачей не боится открыто состоять в членстве нескольких сообществ. Лишь бы членские взносы платили в каждое. Как во всем цивилизованном мире. И с руководством Минздрава полное взаимопонимание. Мы ему, Минздраву, помогаем. Даже тогда, когда он не очень просит нас о помощи. Нормальная, цивилизованная ситуация. Того же желаем и коллегам педиатрам.