Пятый этаж
Обвал начался с пятого этажа. Перекрытие, которое прогнулось ещё после пожара в 2014-м году, в один момент просто рухнуло вниз. Оно сложилось пополам и, словно лезвие, разрубило перекрытия четвертого, затем третьего, и, наконец, второго этажа.
В помещении, где случился обвал, работали строители компании “КВВ Групп”. Сейчас она пытается откреститься от работников и, конечно же, заявляет, что там работали люди, не имеющие к компании никакого отношения.
Нам удалось назначить встречу одному из строителей, который работал в день трагедии на пятом этаже. Андрей Костина выглядел запуганным. Строитель начал разговор со слов “На меня давят”, постоянно смотрел по сторонам и отвечал на наши вопросы очень осторожно, но по делу. Фотографироваться мужчина отказался.
- На меня давит адвокат компании “КВВ Групп”. Сказал, что мы выполняли не те работы, которые оговаривались в договоре. То же самое расскажет следователю наш прораб. Они пытались навязать мне своего адвоката и постоянно зовут поговорить к себе в офис “КВВ Групп”. Но я уже дал показания, и у меня есть свой адвокат. Я рассказал следователю всё так, как было на самом деле, - говорит Костина.
- Какие работы вы проводили на пятом этаже?
- Мы говорили всем, что вывозим оттуда мусор. По трудовым договорам, которые были всего у нескольких человек из нас, мы действительно вывозили мусор. Но сколько там должно было быть мусора, чтобы полтора месяца вывозить его по два 15-тонных КамАЗа в день? На самом деле нам заказали разобрать всё здание изнутри. По-тихому демонтировать внутренние несущие стены и перекрытия; сверху вниз опустошить его и оставить только внешние стены. Дом не хотели сносить, иначе бы нас вообще не нанимали, а сделали всё быстро и громко. Они собирались без шума реконструировать его под двадцатиэтажное здание с саунами и бассейнами, не ломая внешние стены, а потом уже разбираться с документами. Проект уже был.
- Но почему тогда произошел обвал?
- Перекрытие пятого этажа прогнулось и прогнило ещё два года назад, когда на него после пожара упала крыша. 25-го февраля (день обрушения - LB.ua) посреди перекрытия оказалась часть демонтированных стен и сразу четверо строителей, в том числе и я. Это примерно триста килограмм дополнительной нагрузки. И вдруг перекрытие начало уходить у меня из-под ног.
- Вы сказали, что четверо строителей оказались посреди перекрытия. Но наверху же было три человека?
- Нет. В нашей бригаде было восемь человек, и в момент обрушения нас тоже было восемь. Богдана Хмельницкого, 12-14 - это доходный дом XIX века, они в Киеве строились в основном буквой “П”. Перекрытие обвалилось посредине, но если вы сейчас зайдете внутрь, вы увидите, что две стороны, которые примыкают к обвалившейся части, до сих пор целы.
- То есть, ваши коллеги могли спуститься по ним вниз?
- Не могли, а спустились. 5 человек скрылись и, насколько я знаю, пока не давали показания (мы говорили с Андреем 4-го марта - LB.ua). Полиция их не нашла. Но по моей информации, одного уже нашли “КВВ Групп”, и он расскажет их версию.
- Кто-то, кроме рабочих, знал о том, что перекрытие пятого этажа прогнулось?
- Наш прораб знал. Мы говорили ему о том, что перекрытие пятого этажа прогнулось, и конструкция не выдержит - будет завал. Но он просто нагнулся, пощупал пол и сказал: “Это мелочь, не переживайте, продолжайте работать” (это подтвердил в эфире Интера строитель Владимир Леонов, который также работал на пятом этаже - LB.ua).
Прораб недавно звонил мне, чтобы скоординировать показания, и просил меня приехать в офис “КВВ Групп”. Но мой адвокат сказал, что я могу вообще ничего ему не говорить и никуда не ехать. Я так и сделал и рассказал всё это в своих показаниях.
- У вас были контакты кого-то из начальства, кто стоял выше вашего прораба? Кого-то, кому вы могли сказать, что в здании работать опасно и что ваш прораб это отрицает?
- Нет.
Прораба, который руководил бригадой на пятом этаже, зовут Виктор Владимирович. В момент трагедии Виктор Владимирович не был внутри, но очень похоже, что через пару часов появился во дворе, где работали спасатели.
Наш фотокорреспондент, который был на месте происшествия, описал строителям маленького полного мужчину с усами. “Да, это наш прораб”, - говорит Андрей. Узнал его по такому описанию и строитель Михаил Попрозман, который делал ремонт под кафе на первом этаже: “Мы никогда не говорили, но я видел его во дворе, когда приезжали КамАЗы вывозить мусор”.
Виктор Владимирович появился во дворе через пару часов после аварии и нервно бегал возле полевого штаба спасателей. На следующий день после аварии он приехал в больницу к строителям и предлагал им по 500 гривен. “Не говорил, на что и за что, но намекал”, - подтверждает Андрей Костина. В больнице строителей с обоих этажей разместили в одной палате, поэтому Михаил Попрозман и Иван Химинец тоже видели и слышали, как Виктор Владимирович предлагал своим подопечным деньги.
“Он пришёл в больницу к ребятам с пятого этажа и тыкал им по 500 гривен, чтобы они помалкивали. С нами он даже не поздоровался”, - говорит Михаил Попрозман.
LB.ua удалось заполучить номер Виктора Владимировича, и он признал, что работает в “КВВ Групп”. Всё остальное он отрицал.
Первый этаж
Погибший под завалами Игорь Шалыгин арендовал цокольное помещение и планировал открыть в нём кафе. По словам его друзей, он буквально загорелся этой идеей. Особенно ему пришлось по душе здание 1884-го года постройки, поэтому интерьер он планировал оформить в стиле XIX века.
- Мы с Игорем были знакомы, и он пригласил нас с братом и Химинцов сделать косметический ремонт. - рассказывает LB.ua строитель Михаил Попрозман. - Когда я зашёл внутрь, я сразу оценил ситуацию: на полу залит новый бетон, новая бетонная конструкция на потолке. Ничего подозрительного не было.
К тому же, в этом же доме с фасада есть кафе, магазины, аптека. Всё казалось надёжным, и работы мы закончили быстро. Оставалось только разобраться с электропроводкой и вентиляцией. Конечно, мы знали, что с пятого этажа ежедневно вывозили мусор и спрашивали у рабочих оттуда, почему его так много. Но мы понятия не имели, что наверху будет твориться такой беспредел”.
Михаил - крепкий, улыбчивый мужчина, говорит с легким закарпатским акцентом. С момента трагедии он каждый день в полдень ездит к своему коллеге Ивану Химинцу, который после обвала пережил тяжелую операцию.
- Я посмотрел на потолок и уже слышал, как сверху падали кирпичи. Потом он начал ломаться. Сначала отпал кусочек, потом другой, но уже через несколько секунд потолок просто упал. Первая мысль, которая пришла мне в голову - надо бежать к внешней стене. Так я мог попасть в нишу между ней и перекрытием, чтобы спастись. Я сделал шаг назад, потащил Игоря [Шалыгина] за собой, но тут сверху упала балка. У Игоря не было даже шанса. Меня же она откинула прямо под внешнюю стену, - рассказывает Михаил Попрозман
- Меня отбросило, и я оказался прямо между двумя прутьями арматуры. Пару сантиметров не туда, и верхняя из них вышла бы у меня возле шеи. Мне повезло. Конечно, меня задело, но я остался цел. Чувствовал себя в тот момент героем фильма “Библиотекарь”: в него бросали отовсюду копья и никак не могли попасть. - смеётся Михаил. - После удара головой о внешнюю стену я потерял сознание.
Не знаю, сколько я там пролежал, но, думаю, недолго. Очнулся, когда услышал крик своего брата Владимира и Ивана [Химинца]. Они так громко и ужасающе кричали, что я думал, что их порвало на кусочки. Я освободил ногу и подумал, что надо выбираться, потому что дышать было всё сложнее. В глазах было полно песка, - рассказывает Попрозман.
Владимира Попрозмана, брат Михаила, и Ивана Химинца после падения балки отбросило в подвал. Из-за обрушения в нем прорвало трубу, и помещение начало затапливать водой. Тем временем наверху Михаил вызывал скорую помощь и полицию. По телефону он координировал их так, чтобы они смогли зайти с нужной стороны и спасти его.
- Меня вытащили, но перед тем, как пойти к медикам, я обошёл здание и вошёл внутрь. Я очень волновался за ребят. Я их не видел: внутри были были сплошные бревна, щепки, камни. Но я слышал их, они были под завалами. Ребята кричали, но их было еле слышно. Когда я вышел оттуда, я позвонил родителям и своему брату священнику. Попросил его молиться за тех, кто остался под завалами. Потому что в тот момент, кроме Бога, надежды не было ни на кого. Хочу сказать спасибо всем спасателям, которые приложили титанические усилия и работали не жалея сил. Если бы не их энтузиазм, выживших было бы меньше.
Виновные
Работы на пятом этаже велись незаконно. Без разрешения Управления по охране исторического наследия КГГА туда нельзя было звать строителей; в помещение нельзя было даже заходить, ведь здание уже 12 лет как признано аварийным. Незаконен был и косметический ремонт под кафе на первом этаже.
Формально, Ирина Бойко (жена экс-министра окружающей среды, нардепа Виктора Бойко) является хозяйкой не всего здания, а только цокольного этажа и ещё нескольких помещений в ОСББ “Богдана Хмельницкого, 12-14”. Но, согласно расследованию телеканала ZIK, Бойко, вероятно, владеет всем домом, и вряд ли могла не знать всю подноготную аварийного исторического здания.
“Она регулярно к нам приходила, представлялась владельцем и говорила, что без её ведома никакие работы здесь не проводятся. Последний раз я видел её в двадцатых числах, точно не припомню, когда. Скорее всего, 18-го числа”, - говорит Михаил Попрозман.
Тем не менее, в эфире телеканала “Интер” Ирина Бойко заявляла, что раз обвал начался с помещения, которое оформлено не на неё, то она не имеет к трагедии никакого отношения.
Однако, если верить Андрею Костине, который вёл работы на пятом этаже, то компании “КВВ Групп” поручили демонтировать изнутри всё здание. Не верхний этаж или пару-тройку других помещений, а всё здание целиком. Значит, тот, кто распорядился выполнить эту работу, имел фактический доступ к каждому помещению в этом доме. Вряд ли кто-то, кроме Ирины Бойко, мог иметь такой доступ.
На то, чтобы демонтировать четыре этажа перекрытий, по оценке Андрея Костины, ушло бы несколько лет. Скорее всего, на цокольном помещении (которое было в хорошем состоянии и во время работ пустовало бы) просто решили заработать и сдали его в аренду.
Кто виноват в обвале? Прораб Виктор Владимирович и “КВВ Групп”? Или владелец (владельцы?), который незаконно проводил строительные работы в аварийном здании? Может, полиция, которая палец о палец не ударила, когда активисты буквально кричали, что на Хмельницкого, 12-14 и в других аварийных зданиях ведутся незаконные строительные работы? А может, судья Чинчин О.В, который в 2014-м году не дал заместителю киевского прокурора вернуть незаконно полученное историческое здание городу? Виноваты они - пусть и в разной степени - все.
А тем временем юрист горе-ОСББ уже на следующий день после трагедии заявляет, что совладельцы Хмельницкого, 12-14 намерены восстанавливать здание. Получается, цель достигнута, пусть и с издержками.
***
Иван Химинец - один из десяти детей в большой закарпатской семье Химинцов. Его брат Юрий, который погиб под завалами, раньше фактически содержал семью, и сейчас Химинцам нужна любая помощь, чтобы встать на ноги и оплатить лечение Ивана. Владельцы обрушившегося здания до сих пор даже не справились о его здоровье, не говоря уже о какой-либо помощи, поэтому мы приводим номер банковской карты Ивана. Он попросил нас написать, что будет благодарен каждому, кто поддержит его семью в непростую минуту, и попросил передать отдельную благодарность семье Шалыгиных, которая оплатила его операцию, семье Шевченко и семье Бутырских, а также Вячеславу Тимофеева и отцу Михаилу из города Носовка. Карта Привата для помощи: Химинець Іван Володимирович 4149 4378 5044 3118.