Авиасалон Farnborough - один из крупнейших в мире, проходит с 1962 года в пригороде Лондона. Первые дни выставки посвящены только торговле, поэтому широкая публика не допускается. Это время миллионных контрактов. В этом году торговые дни особенно удались – было подписано контрактов и обязательств на $201 млрд. Последние два дня были скорее развлекательными – свое мастерство показывали пилоты.
Украинские студенты смогли попасть и на закрытые бизнес-дни, и на авиашоу благодаря Фонду Бориса Колесникова. Фонд организовал и оплатил поездку для победителей конкурса «Авиатор» среди студентов авиационных вузов. Всего за три года проведения конкурса благодаря Фонду на международных авиасалонах в Великобритании и во Франции побывали около 70-и украинских студентов.
Очередной десант украинской молодежи высадился в Лондоне на прошлой неделе. Студенты остановились в отеле у аэропорта Хитроу (Heathrow), где часто живут летчики и стюардессы. Впрочем, времени на общение с экипажем особо не было, - почти все свободные часы будущие авиаторы проводили на выставке.
Первым приятным сюрпризом была экскурсия по гигантскому двухэтажному авиалайнеру Airbus А380 – крупнейшему пассажирскому самолету в мире. Эта махина может вместить до 853 пассажиров и 20 членов экипажа. Хотя первый такой самолет взлетел в небо еще в 2005 году, ему до сих пор нет равных. Самолет демонстрировался без внутренней отделки. Были видны все провода, соединения, изоляция, все то, чего не увидишь в качестве пассажира. Желающие также могли посидеть в кресле пилота.
Затем украинскую делегацию приняли в шале Airbus Group – отдельно стоящем домике, куда пускают только по пригласительным. Представитель компании рассказал ребятам о последних разработках: о самолетах-планерах на электродвигателях, которые появятся к 2017 году; о гибридных двигателях для самолетов, которые будут работать как на электричестве, так и на авиационном керосине; о новых компьютерных программах для летчиков. Пожалуй, самый большой интерес вызвал рассказ о кабине пилота в новеньком (впервые полетел в 2013 году) самолете Airbus А350, которая оснащена самыми большими дисплеями из всех самолетов компании.
Третья остановка была в шале турецкой корпорации TAI (Turkish Aerospace Industries). Тут украинских студентов не только угостили восточными сладостями и кофе, но и рассказали о секретах развития компании. TAI сделала ставку на кооперацию, разрабатывая детали для более крупных мировых производителей - Agusta, Airbus, Boeing, Sikorsky и др. Это позволило ей загрузить мощности заводов и приступить к производству собственной продукции. На выставку компания TAI привезла военные беспилотник Anka и вертолет ATAK.
В этом году впервые за время проведения конкурса «Авиатор» к украинским студентам присоединился и сам Борис Колесников, депутат Верховной Рады, руководитель парламентского комитета по вопросам транспорта и связи, в прошлом - вице-премьер-министр и министр инфраструктуры Украины. Он быстро нашел общий язык со студентами-авиаторами, ответил на вопросы журналистов.
Борис Колесников встретился с украинскими студентами на зеленой лужайке под крылом Boeing 787 Dreamliner, а затем они отправился в павильон к стенду украинской госкомпании «Антонов». Тут украинскую делегацию уже ждали первый вице-президент ГП «Антонов» Григорий Рудюк и вице-президент Николай Подгребельный.
На выставке также были стенды ОАО «Мотор Сич» и госконцерна «Укроборонпром». Но они заметно проигрывали стенду «Антонова», который был украшен моделями самолетов.
«Нужно увеличивать уставной капитал «Антонова». Государство должно иметь долгосрочный план на 10-15-20 лет. А не каждый бюджет думать... Сегодня «Антонову» дадут $50 млн, а завтра передумают – придет новое правительство – не даст. Такие мировые концерны не могут работать в зависимости от украинского бюджета. Государство должно помогать в научно-технических разработках, финансировать их, и продвигать их на внешних рынках», - сказал Колесников.
При этом он посоветовал «Антонову» делать упор на транспортную авиацию, где Украина уже достигла больших успехов. В мире известны украинские грузовики-рекордсмены Ан-225 «Мрія» и Ан-124 «Руслан». Последняя разработка компании – транспортник Ан-178 - будет выпущен только в следующем году, но уже сейчас вызывает интерес у потенциальных покупателей. В компании считают, что до 2032 в мире будет куплено около 200 самолетов подобного типа. Задача официального Киева – сделать так, чтобы это были украинские самолеты.
«Рынок по объему транспортной авиации в странах Латинской Америки и Африки космический. Поэтому не надо ломать копья. Мы не можем за один год обыграть Embraer или Bombardier (бразильская и канадская авиастроительные компании, - ред.). Это невозможно. Если мы в пассажирской авиации отстали, то нужно думать, как наверстывать. Нужно покупать лицензии для производства, договариваться с мировыми производителями. А в транспортной авиации мы впереди… АН-70 ни в чем не уступает – это 100%, а я думаю, что даже перспективнее, чем Airbus», - пояснил Борис Колесников. Он посоветовал «идти вперед и вкладывать деньги там, где мы сильны».
Украинские журналисты затронули и вопрос зависимости украинских авиастроителей от России. Борис Колесников ответил, что пока что мы не можем полностью отказаться от российских деталей: «Заменить эти комплектующие сейчас невозможно. Это не то что дороже или дешевле. Это нужно проектировать абсолютно новые самолеты под новые двигатели западные. Наша транспортная авиация привела к успеху нашу страну и завод «Антонов» в частности. Если мы откажемся от российских комплектующих, это будет невозможно технически. Поэтому надо искать выход. По крайней мере, убрать продукцию двойного назначения со стороны россиян и с нашей стороны, чтобы хотя бы гражданские суда могли комплектоваться и продаваться».
Украинские студенты живо интересовались всеми нюансами, многие из них уже проходили практику в аэропортах и на заводах, некоторые нашли работу. Ребята сходу выдавали характеристики, особенности той или иной модели самолета, сыпали цифрами и фактами. Самолеты – это их страсть.
Будущие авиаторы из Киева и Харькова могут на равных говорить со своими сверстниками из других авиационных вузов мира и готовы с ними конкурировать на рынке труда. Они хотят получать больше 5000 грн в месяц (это сегодня средняя зарплата на ГП «Антонов») и участвовать в глобальных проектах в авиастроении. Хотелось бы, чтобы когда эти студенты выпустятся, Украина могла предложить им такие возможности.