Но есть и иные, сугубо социальные сигналы. Один из них идет от системы здравоохранения. Внезапный, непродуманный, неподготовленный переход к российской социальной системе, идеологически и структурно отличающейся от нашей, архаично советской, привел к хаосу. Уточняю: речь не идет о качестве нашей медицинской службы в сравнении с российской. Обе плохие, что тут сравнивать... Дело в ином: они, эти системы, разные! И мгновенная пересадка российского трансплантанта неизбежно приведет к отторжению. Уже приводит...
Ближе всего мне подсистема психиатрии. Об этом могу и хочу написать подробнее. Несмотря на полное равнодушие к тому государства, за прошедшие два десятилетия от начала независимости Украины в стране издано более 100 (!) серьезных книг по различным направлениям психиатрии и клинической психологии. Украинские специалисты получали эти книги бесплатно. Многие наши врачи имели возможность увидеть и услышать здесь, в Украине, великолепных западных коллег, заслуженно называемых "звездами" в нашем профессиональном кругу. Ну, а Минздрав в это время на народные деньги издал несколько вполне советских учебников, подготовленных местными "звездами"...
Так вот, наши крымские коллеги в этих инновационных процессах также участвовали. Учились, слушали, спорили, думали. И вот первые печальные письма из уже российского Крыма. Приведу несколько характерных цитат, не указывая имена авторов (там, в России, это уже опасно):
"Сейчас в Крыму мы переживаем возврат в прошлое, регресс".
"Психиатрическая помощь детям в Украине была ориентирована на стандарты Европейского Союза и США. И хотя менялась очень медленно, тяжело, уже сейчас существенно отличается от российской, до сих пор построенный на догматах советской психиатрической школы".
"Еще раз с Праздником! Но знали бы вы, какое тягостное настроение, у нас гонят поскорее переход на российскую нормативку в здравоохранении, видимо еще до конца года перейдем на российские стандарты и приказы..."
"Будете ли вы помнить о нас, крымских коллегах? Будете ли по-прежнему давать нам свои книги и журналы? Без этого, без уже привычной для нас интеллектуальной поддержки мы здесь задохнемся".
И т.д. и т.п. Среди всего - появление в Крыму сугубо российского диагноза "вялотекущая шизофрения", отсутствующего в и Норвегии, и в Аргентине, и в Новой Зеландии, и у нас, в Украине. А ведь за всем этим - человеческие судьбы. И врачей, и пациентов... Несколько лет тому назад по просьбе руководства Министерства социальной политики я провел неделю в Крыму, осматривая психиатрические интернаты, знакомясь с работающим там персоналом. Все наши постсоветские интернаты безрадостны, это так. Но тогда в Крыму я увидел очень важное: открытость и искреннее желание помочь пациенту, хоть в чем-нибудь украсить его скудную впечатлениями жизнь затворника. Сейчас все не так, совсем не так, новое начальство полуострова настроено еще более окоротить бюджет этой горькой системы.
И еще проблема. Так называемая заместительная терапия метадоном в России запрещена. Уже и в Крыму... Сотни (или тысячи) наркозависимых в Крыму лишились метадоновой поддержки. Социально адаптированные наркоманы уйдут в свое же прошлое: улица, правонарушения, суд, тюрьма...
Кстати, о тюрьме. Относительно мягкие украинские пенитенциарии с почти полным размещением осужденных в колониях вблизи родных мест (возможность частых свиданий с родными, облегчения "подкормка" с воли и т.д.) вскоре закончится. Ибо велика Россия-матушка и столь же велика по территории ее пенитенциарная система.
Да и в армии крымским юношам доведется служить совсем не добровольно. И совсем не рядом с Симферополем или Миргородом.
Не знаю, чувствуют ли вину за происшедшее наши политики, левые и правые, все эти народные депутаты с народными президентами вкупе. Сомневаюсь... Они были заняты другим, построением своего личного благополучия.