Опять появились призывы к проведению люстрации. К проведению того, что к нормальному существованию правоприменения в стране отношения не имеет. В переводе с латинского lustratio означает очищение посредством жертвоприношений, т. е. проведение религиозных обрядов, связанных с представлением об очистительной силе магических действий. В нашем случае речь, по-видимому, должна идти о магической силе очищения прошлого для гарантирования чистоты будущего.
Очень конкретный пример возможного осуществления люстрации по-украински. В одном из академических институтов освобождается место директора; подали заявления два претендента. Один – признанный в мире специалист, интеллектуал, владеющий пятью иностранными языками, широко известный нравственный авторитет в украинском обществе, автор десятка книг по специальности, написанных самостоятельно, без соавторов… Другой – милый, исстрадавшийся человек, патриот, судимый в брежневские времена за «буржуазный украинский национализм», слабый специалист, не имеющий серьёзных научных публикаций. Как вы думаете, кого предложит в должность директора гипотетическая люстрационная комиссия? Разумеется, бывшего политического узника. Поскольку у первого претендента обнаружит серьёзный изъян – он был в советские времена членом КПСС.
Скажете, досужие, сугубо теоретические размышления? Отнюдь, у нас впереди новая кампания давления поклонников люстрации. Вскоре, надеюсь, при моей жизни, уличные протесты в моей стране прекратятся, острые политические и экономические дискуссии сосредоточатся в зале и кабинетах парламента, все эти сегодняшние псевдоэксперты с блудливыми глазами опять, не в первый раз, предадут своё недавнее прошлое, назовут своих «кукловодов»… А искренние активисты сопротивления, положившие своё здоровье на алтарь отечества, смущенно или агрессивно (кто как) потребуют социальной сатисфакции. И круг замкнётся. И никакая люстрация здесь не поможет.
Грешники, лжецы и преступники должны быть наказаны по конкретным установлениям административного и уголовного права, а не по «антиавторитарному правосознанию» люстрационных троек, пятёрок или семёрок.
— Семен Глузман
В нашем обществе сегодня слишком много ненависти. Неотреагированной, а потому очень опасной. Как бы мы в послеавторитарное время не погрязли в очередной «лягушке прошлого», пытаясь понять её кваканье. Наше прошлое, как и наше настоящее не уникально. В ХХ веке в постфранкистской, поставторитарной Испании был принят большинством граждан негласный, не прописанный в конституции «пакт о забвении». Согласно этому общественному соглашению дебаты о недавних кровавых репрессиях авторитарного режима были принесены в жертву социальному согласию в стране для её, страны, примирения с самой собой. Этот «пакт о забвении» стал важным условием процесса демократизации в Испании. Хрупкость гражданского мира, недоверие к имеющимся историческим документам и общее чувство коллективной вины – всё это привело к тому, что поставторитарное общество Испании ни лечить, ни бередить старые раны репрессий в публичных дискуссиях не стало, оставив сведение счётов с историей грядущим поколениям.
Возврат Украины к норме, к согласию и примирению (возврат ли?) также должен включать в себя определённую версию «пакта о забвении». Будет ли так? Нисколько не сомневаюсь. История ещё со времён Нерона и Калигулы однозначно доказала, что социальная макроструктура не может функционировать на основе террора длительное время.