ГлавнаяКультура

Вспомнить все: украинскому кино полезен кризис в Голливуде

На украинских экранах уже вторую неделю идет экранизация Филипа К. Дика «Вспомнить все». То, с какой назойливостью в Голливуде окучивают наследие великого фантаста, внушает трепет и вводит в ступор. Но попробуем прийти в себя.

Фото: B&H

Новый «Вспомнить все» – по мотивам старой экранизации со Шварценеггером и оригинального рассказа Филипа Дика «Из глубин памяти» (но больше все-таки по экранизации) – снял Лен Уайзман. И этот факт, в принципе, должен отбросить для вас все сомнения: то, что вы увидите на экране – не Филип Дик, а обычный голливудский боевик с примесью фантастических сюжетных вывертов (парень хочет быть супергероем, а на самом деле им и является, только что-то с памятью евойной стало) и в антураже довольно привлекательного, хоть и не оригинального мира.

До «Вспомнить все» Лен Уайзман снял четвертый «Крепкий орешек» и два «Других мира», в главную роль в которых сыграла его жена – Кейт Бекинсейл. Она же играет одну из женских ролей во «Вспомнить все» – в противницы ей досталась Джессика Биль, и тут уж начинается настоящий кошмар для тех, у кого плохая память на лица. Впрочем, этим зрителям, можно сказать, повезло – хоть какая-то интрига, может даже и оригинальная неопределенность реальностей проявится.

Знаменитых Диковских вложенных друг в друга реальностей, к слову, в фильме и в помине нет, тогда как в коротеньком рассказе фантаст как водится, оставил пространство для догадок: действительно ли главный герой – наемный убийца, действительно ли он катался на Марс со спецмиссией, или это – подсаженные воспоминания?

Кстати, даже Марс в фильме толком не упоминается – а ведь в связи со всем этим движняком на красной планете желание Куэйла (по фильму - Куэйда) в рассказе обретает дополнительные, приятные сердцу любителя фантастики, коннотации.

В общем, сплошное расстройство с этим Марсом.

Как бы то ни было, новый «Вспомнить все» – довольно бодрый и незайтеливый боевичок, для любителей жанра. Уайзман добавил туда зачем-то женские склоки, каких-то повстанцев, живущих в заброшенной части города (они, видимо, нужны для того, чтобы кое-какую социальную составляющую внедрить: дескать, мир «Вспомнить все» – жестокая антиутопия, разница между классами достигла максимума и все такое), и брови Колина Фарелла, которые поочередно пытаются вытянуть всю драматургию – получилось то, что получилось.

Фото: B&H

Мы с коллегой пытались поразмыслить: почему голливудские режиссеры так воспылали любовью к Филипу Дику? За последние 12 лет его произведения экранизировали, если верить Википедии, 8 раз (что на два раза больше, чем за все время до этого). Плюс – ожидаемая экранизация «Убика» Мишелем Гондри и сиквел «Бегущего по лезвию», за который хочет взяться Ридли Скотт (будем надеяться, что он передумает).

По всей видимости, сюжеты Дика, на его беду, слишком универсальны, а в плане адаптаций – и вовсе похожи на эдакий кубик Рубика: все зависит от умения того, кто за него берется. Умеешь собирать кубик – получится «Бегущий по лезвию», а если дальтоник, как Лен Уайзман, так и будешь считать, что собираешь кубик Рубика за 14 секунд.

При этом нельзя сказать, чтобы режиссерам было нечего экранизировать – любой поклонник литературы жанра сай-фай сходу назовет десяток книг, за экранизации которых он бы продал душу дьяволу. Одна из них, кстати, все-таки заявлена в планах – это «Убик», за который берется Мишель Гондри, но когда он запустится в производство, пока что неизвестно.

Между тем, на подходе исключительно римейки – «Судья Дредд» и новый «Робокоп». Видимо, в Голливуде решили серьезно ударить по эпохе 80-90-х в целом, и по фильмам Пола Верхувена в частности. Вдарьте тогда уж и по «Дюне», уважаемые товарищи продюсеры! Очень хочется на планету Арракис в 3D посмотреть.

А если серьезно, то теперь даже апологетам мэйнстрима, еще донедавна упорно доказывавшим, что даже в фильмах Майкла Бэя можно найти скрытый смысл, практически нечего смотреть. Сказки безнадежно загублены, военные драмы переключились на лошадей и розовые закаты, положение научной фантастики удручает, разве что мелодрамы как-то видоизменились: там, где раньше с необходимостью возникла бы мелодраматическая история о сломе судьбы, теперь вырос жанр невротической трагикомедии в а-ля Вуди Аллен (например, «Бедная богатая девочка», одна из лучших ролей Шарлиз Терон за последние годы).

Чтобы как-то скрасить все это бесполезное нытье, попробуем сделать вывод – довольно очевидный, но, будем надеяться, полезный для молодых кинематографистов. Учитывая назревшую усталость от пережеванных сюжетов и не очень хорошего 3D, поставленного на конвейер в солнечной Индии, можно предположить, что зрителей можно заинтересовать простым кино – с обычным сюжетом (но хорошим сценарием), отсутствием спецэффектов (можно обойтись без дорогих аистов, летящих навстречу вражеским истребителям) и человеческой актерской игрой. В наших пенатах принято стонать: мол, кому нужно такое кино, все ходят на Голливуд.

А между тем, у вас, уважаемые украинские режиссеры, есть хороший временной зазор: между расцветшим пышным цветом кризисом зрительского кино и тем моментом, когда а) голливудские продюсеры наконец-то возьмутся за голову; б) в кинотеатрах начнут крутить сериалы (говорят, российский продюсер Максим Кузьмин однажды заикнулся о том, чтобы выпустить в прокат 4-й сезон «Подпольной империи»). И пока финансирование киноотрасли не сократили еще на пару десятков миллионов, нужно дерзать, вспомнить все, чему учили и чему не учили на кинофакультете, и снимать кино. Ну и на «Вспомнить все» тоже сходите, авось чего и пригодится.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram