ГлавнаяКультура

Геометрия Лобана

В украинский прокат выходит “Шапито-шоу” Сергея Лобана - едва ли не самый главный российский фильм 2011-го года - слепок поколения, пришедшего на смену пелевинскому “Generation П”.

Второй (после популярной до неприличия “Пыли”) полнометражный фильм режиссера Сергея Лобана и сценариста Марины Потаповой длится 3 часа 40 минут, но разбит на две части (на самом деле частей четыре, но это не так важно, смотреть фильм можно начиная с любого момента) - “Любовь и дружба” и “Уважение и сотрудничество”. Обе части идут в прокате отдельно, с тем, чтобы не напугать нежного зрителя монументальным хронометражем Лобановского полотна.

Уникальность “Шапито-шоу” состоит в том, что оно замахивается на такое количество святынь одновременно, что даже не успеваешь толком понять, где ты находишься, как тебя уже кружат в следующем калейдоскопе. Шатры Феллини, бессмысленный и беспощадный Симеиз, визионерия а-ля Дэвид Линч, советские комедии, знакомства по интернету (“Любовь”), отношения отца и сына (“Уважение”), чужой среди своих (“Дружба”) и неизбывная для современного искусства тема симулякров (“Сотрудничество”) - все это объединяется финальными трагикомическими аккордами - монологом “Ты самый ужасный человек на земле, обложился липкой ложью, как насекомое” и сгорающим шатром.

Пункт про советские комедии в “Шапито-шоу” особенно важен: в фильме есть такие диалоги, которые грех будет не разобрать на цитаты, как какие-нибудь “Покровские ворота”. “Ты же мне не прислал свою фотографию, только сущность”, “Не хотите с обезьянкой сфотографироваться? А с Цоем, может?”, “Какие спектакли, когда в душе пусто?”, не говоря уже о кричалке, которую должен знать каждый уважающий себя культурный человек:

Раз-два – Стэнли Кубрик,

Три-четыре – Дэвид Линч,

Солондз, Гас ван Сент, Полански –

Пусть услышат этот клич.

Раз-два – Элвис Пресли,

Три-четыре – Виктор Цой,

Леннон, Курт Кобейн, Высоцкий,

Майкл Джексон – песню пой!

Напичканный культурными цитатами, культовыми персонажами и смыслами калейдоскоп “Шапито-шоу”, как ни странно, действительно отражает наше бестолковое поколение. Застрявшие где-то посередке между псевдопионерским отрядом имени Саманты Смит, попытками болезненной социальной самоидентификации и вопросом “почему Никита Михалков снял “Утомленные солнцем: Предстояние”?”, представители поколения нулевых живут в какой-то другой плоскости. Поймать нерв этой плоскости до этих пор не получалось никому, хотя, наверное, по-настоящему никто и не пытался.

У Лобана и Потаповой все получилось - немного более тяжеловесно, чем ожидается, но в целом - блестяще, тонко и умно. Сложно, правда, представить, как фильм смотрится заграницей, где вещи типа “Я здесь с восемьдесят седьмого года отдыхаю, а такой бардак вижу в первый раз” или танца Майкла Джексона с Мойдодыром, вряд ли будут оценены по достоинству.

Тем не менее, мы - здесь, и “Шапито-шоу” - кино для нас и, как сказал бы герой Александра Баширова в “Ассе”, “про нас, про летчиков”.

В прокате с 5 апреля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram