Одна из коллег академика подозревает его в том, что директор якобы причастиен к сомнительным испытаниям препаратов на людях
«К тем обвинениям (в шпионаже и наводке спецслужб на институт. — ред.) я не имею отношения. Но имею отношение к другим обстоятельствам, — сказала завлабораторией Валентина Терещенко, которую Стрелко называет возможной виновницей шумихи. — Я и другие мои коллеги протестовали против экспериментов, которые директор ставил на подчиненных. В 2010 году на них испытывались вещества, которые находились на стадии разработки. Директор придумал смешать 3 компонента: активированный уголь, кремниеорганическое вещество (сорбент) и диоксиды циркония неизвестного происхождения. Получалась кашеобразная масса, принимали ее около 15 сотрудников института. Я заявила, что нельзя ничего испытывать на людях без исследований на животных. Это же из серии криминала! Вещество должно было якобы выводить из организма радионуклиды. Итогов исследований я не знаю», пишет газета «Сегодня». Замдиректора института Владимир Брей подтвердил нам, что испытания были: «Есть такая практика, если люди добровольно дают согласие. Никто никого не травил, и все чувствуют себя нормально!».
Стрелко уехал в США в октябре 2011-го. По слухам, в окрестностях Майями у него есть дом. И там якобы уже давно живут его сын и жена. А в декабре сотрудники СБУ получили информацию, что академик просит подчиненных пересылать ему всю рабочую информацию по электронной почте. Этим заинтересовались. Ведь это научное учреждение совместно с госпредприятием «Чернобыльская АЭС» проводило на госденьги работы в Зоне отчуждения.
«Согласно законам Украины, вся научная информация, а также результаты исследований, которые были получены в зоне радиактивного загрязнения, являются собственностью нашего государства. И могут быть использованы только с разрешения Кабмина, — говорит руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко. — Специалисты Госагентства по управлению Зоной отчуждения уже изучили вопрос и пришли к выводу, что документы, о которых идет речь, являются конфиденциальной собственностью государства и не могут быть переданы третьей стороне. По мнению ученых, это может нанести ущерб научно-техническому потенциалу нашей страны».
Стрелко сам обратился к журналистам за помощью, жалуясь, что во время его командировки в США "благодаря" содействию недоброжелателей в институт нагрянули сотрудники СБУ и изъяли рабочий компьютер. Он утверждает, что это была просто рабочая переписка, благодаря которой он держал связь с коллегами.
Однако в СБУ говорят, что вопрос к сотрудникам института очень серьезный. Ведь через Интернет передавались нескольких лет исследования, содержащие данные о ядерной безопасности. Но пока нельзя утверждать, что академик передавал информацию американцам.
"Сейчас идет проверка", - сообщила пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко.