ГлавнаяОбществоЗдоров'я

Центр ядерной медицины: попытка №3

В преддверии Всемирного дня борьбы против рака, LB.ua удалось расспросить главного врача Киевского городского клинического онкологического центра Александра Клюсова о работе многострадального Центра ядерной медицины. Того самого, который трижды открывал Николай Азаров, и который должен осуществить прорыв в диагностике онкологических заболеваний.

Центр ядерной медицины: попытка №3
Фото: b-b-c.com.ua

Кратко напомним историю вопроса. Строительство Центра ядерной медицины началось в 2007-ом году, тогда же была закуплена вся техника для его оснащения. Вскоре выделенные на Центр деньги закончились, строительство прекратилось, дорогостоящее оборудование просто стояло в коробках. В 2010-ом году премьер-министр Николай Азаров взял вопрос на личный контроль и пообещал, что Центр ядерной медицины вскоре начнет свою работу. Весной 2010 состоялось первое «открытие» Центра. Правда, тогда речь о том, что он готов к работе, еще не шла. Осенью 2010 Центр открыли второй раз. Автор этих строк присутствовал на торжественном мероприятии, и своими ушами слышал, как Николай Азаров и руководитель (уже бывший) Киевского онкоцентра Геннадий Олениченко уверяли: ядерный циклотрон работает, ПЭТ-сканеры работают, линейные ускорители — работают!

Фото: glavred.info

Прошло три месяца. В январе 2011 новый руководитель онкоцентра — Александр Клюсов — признает, что хоть Центр ядерной медицины и принимает пациентов, ПЭТ-сканирование там не проводится. Циклотрон фармпрепарат не производит. Работают только линейные ускорители — об этом Клюсов сказал мне в телефонном разговоре.

Проходит еще год — и Николай Азаров открывает Центр ядерной медицины снова. На этот раз по-настоящему — 14 декабря 2011-го Центр действительно заработал. Но вскоре поползли слухи о том, что ПЭТ-сканеры неисправны и снова простаивают. К счастью, по случаю Всемирного дня борьбы против рака, Управление здравоохранения КГГА и Онкоцентр организовали круглый стол. После которого LB.ua при помощи пресс-службы управления удалось вызвать Александра Николаевича «на бис», чтобы задать ему несколько вопросов.

Скажите пожалуйста, работают ли сейчас ПЭТ-сканеры?

Вы знаете, чем меньше вы будете муссировать эту тему, тем ритмичнее и эффективнее будут работать ПЭТ-сканеры. На сегодняшний день все оборудование работает. В присутствии премьер-министра (Николай Азаров сегодня приезжал в Центр, но журналистов на это событие не аккредитовали) мы обследовали 202-го больного. С момента обследования первого больного до выхода на полную проектную мощность во всех цивилизованных странах отводится от полугода до 9-ти месяцев. А мы за период с 14-го декабря загрузили сканеры в одну смену на полную мощность — 10-12 пациентов мы обследуем ежедневно. Конечно, бывают технические сбои, оборудование сложное. Но сложное не в плане освоения или эксплуатации, а в плане ритмичности работы. Влияют и погодные условия — сегодня, напомню, 23 градуса мороза, влияют подача электричества, тепла...

Фото: glavred.info

А почему оборудование не заработало сразу, в 2010-ом году? Не работали сканер, циклотрон...

Сканеры может и работали. Вернее, не может, а работали. Но производство радиофармпрепарата, возможность его применения появилось только 14 декабря 2011-го года. После получения всех разрешительных документов, валидации радиофармпрепарата, обучения всего персонала. Даже не только обучения — после появления наличия этого персонала. Некоторых специалистов может и в природе не существовало. Только когда сложная технологическая цепочка замкнулась и слилась воедино, стало возможным применения радиофармпрепаратов в клинической практике при Киевском городском клиническом онкоцентре.

Наверняка сегодня на встрече с Николаем Яновичем обсуждалась закупка сканеров, которые будут работать в других медучреждениях на радиофармпрепарате, производящемся на циклотроне здесь, в Центре ядерной медицины. Я понимаю, что это не вы планируете...

К сожалению большому, это планирую я. Существует научно-практический Центр ядерной медицины на базе Киевского городского онкоцентра. Он находится в ведении такого триумвирата: Министерства здравоохранения, Академии медицинских наук и городского управление здравоохранения. Сейчас разрабатывается программа и концепция развития ПЭТ-технологии в Киеве и в Украине. В рамках пилотного проекта в Киеве действительно будет использоваться наш блок синтеза радиофармпрепаратов. Возможности нашего циклотрона по выпуску радиофармпрепаратов таковы, что мы можем полностью загрузить не только наши два сканера, но и еще 5 сканеров. Уже выбраны и отрабатываются 5 лечебных учреждений. Проект оформлен, концепция лежит на утверждении в Министерстве здравоохранения, АМНУ, в городском управлении здравоохранения.

Фото: glavred.info

ПЭТ-сканирование не используется для первичной диагностики? На него отправляют людей, у которых уже диагностировали онкологическое заболевание?

Однозначно. Пациент направляется на ПЭТ-сканирования решением мультидисциплинарного консилиума онкоцентра. Можно ли проводить сканирование здоровым людям? Зачем? Здоровому человеку ничего проводить не надо.

Знаете, на сегодняшний день очень серьезно муссируется тема, что онкологические заболевания — это наша дань цивилизации. Чем лучше мы живем — тем больше мы болеем. Проблема не в вирусе, а в том, где мы живем, чем мы дышим... Ну и во многом другом.

Последний вопрос. Я так понимаю, что линейные ускорители работали на протяжении всего этого года, с октября 2010?

Нет, не работали.

Почему?

Один линейный ускоритель еще не откалиброван, а второй в процессе калибровки поломался.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка, заступниця головного редактора
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram