На вход в библиотеку указывает вывеска «Курсы английского. Подготовка к школе». В окне красуется реклама сетевой косметики. За счет сдачи в аренду части помещений библиотека не только подлатывает свой скромный бюджет, но и пытается привлечь посетителей. Тут искренне считают, что стоит детям, пришедшим по своим делам, мельком увидеть книги — они сразу же захотят их прочесть. Нам даже удалось увидеть эту технологию в действии: в коридоре ждет начала своего занятия по английскому мальчик лет восьми. Сначала, от нечего делать, бродит по коридору, рассматривая картины на стенах. Видит дверь в одно из отделений библиотеки, открывает ее... и все, он «попался». Вокруг сотни книг — ярких и, наверняка, очень интересных. Руки сами тянутся к глянцевым страницам, а библиотекарь уже начеку: готовится заполнять формуляр. «Ты, наверное, любишь читать? - спрашиваем у мальчика. «Не очень. Но вот тут, кажется, что-то интересное», - отвечает и тут же отходит от нас — его внимание привлекла еще одна книга. А потом еще одна, и еще...
На эту и другие уловки ежегодно «попадается» множество ребят — в библиотеке целых 5 тысяч зарегистрированных читателей и каждый из них берет как минимум несколько книг в год. За полчаса, проведенные в библиотеке, мы увидели с десяток детей: одни бегают с книжками по длинным узким коридорам, другие что-то пишут в тетрадках, сидя на задних партах в читальном зале, третье выбирают книги.
«Мы решили бороться с интернетом его же методами»
В арсенале работников библиотеки множество маркетинговых ходов, будто позаимствованных из литературы для менеджеров предприятий.
Например, осознав, что выиграть у интернета соревнование по количеству информации не получится, библиотекари решили акцентировать внимание на ее эксклюзивности. «Когда у населения появился доступ к интернету, детей в библиотеке стало меньше, - признается библиотекарь Светлана Могорот, с которой мы разговариваем прямо на ее рабочем месте, в читальном зале. За спинами у нас выставка поделок, на столах — горы формуляров и книги. - Но интернет-бум был года полтора - два назад. Сейчас тенденция обратная: наигрались они уже интернетом, возвращаются к нам. Ведь в интернете как? Все одинаковое. Учитель задаст реферат или сочинение, они приносят — а у всех одно и то же. А если хочешь, чтобы не как у всех, — милости просим к нам, в библиотеку». К услугам читателей не только книжки, которых в интернете нет, но и заботливые библиотекари: подбирают литературу не хуже Гугла, да еще и советуют, на что обратить внимание, как правильно цитировать источник и оформить список литературы.
Правда, самых свежих книг - по компьютерным наукам и прочим «новым штучкам» тут мало — кто же даст денег на то, чтобы ее покупать? Из современной литературы богаче всего представлена украинская: есть новые книги Марии Матиос, Любка Дереша, Юрия Андруховича, Лины Костенко. За этими книгами работники библиотеки специально ездили на выставку в Киев. Такие увлекательные командировки случаются нечасто, но «библиотечные девушки» свою работу скучной совсем не считают и даже видят перспективы карьерного роста: можно стать ведущим библиотекарем, заведующим отделением или целой библиотекой.
Заведующая библиотеки Катерина Волынец имеет четкий план работы в новых условиях: «Мы решили бороться с интернетом его же методами. Например, недавно устроили видеоконференцию: собрали детей и позвонили по скайпу местной детской писательнице. Она живет совсем недалеко, но уже не может много ходить — вот мы и придумали использовать видеозвонок, - хвалится Катерина Васильевна. - А однажды звонили Ирине Потаниной, украинской писательнице, живущей в Италии. Для 5-классников это была диковинка — звонить в Италию! Теперь Ирина завела специальный блог в «Живом журнале», где размещает рисунки и фотографии поделок наших детей. Для ребят это возможность стать знаменитыми, а нам приятно, что мы можем эту возможность подарить».
Идеальный клиент - 5-летний ребенок
Еще один маркетинговый ход, предпринятый библиотекой, — расширение целевой аудитории. Во-первых, за счет младших, еще не приученных к интернету, детей. «Родители стараются детей еще маленькими к нам записать, как только малыши научатся читать. В наше дошкольное отделение ходят 4-5-летние ребята, - объясняет библиотекарь Светлана Могорот. - Интернетом они самостоятельно еще не пользуются, а читать уже умеют. Вот вам и идеальный «клиент» библиотеки». Идеальные клиенты получают идеальный сервис — большой выбор ярких книжек в украшенной игрушками комнате и ласкового библиотекаря, который не просто хвалит книги, но даже помнит, кто из посетителей что читал.
Расширяют аудиторию и за счет старшего возрастного сегмента. «Академия пенсионеров» устраивает в помещении библиотеки заседания клуба по интересам и различные лекции. Чтобы и эти посетители, и родители детей могли тоже записаться в библиотеку, в этом году ее из детской превратили в семейную. Да и вообще, теперь библиотека уже не просто место, где берут почитать книги. Теперь это небольшой культурный центр, лекторий, место для встреч, общения и учебы. Интернет, как известно, живого общения предложить не может. То ли дело библиотека: бабушки и дедушки, придя на свое собрание, могут полюбоваться выставкой детских картин и поделок, перекинувшись заодно парою слов с юными художниками. Дети могут посетить интересную встречу с писателем, занятие «юного техника», литературный вечер.
Удивительно, но сюда приходят и просто поговорить - с библиотекарями. Причем приходят не одинокие пенсионеры, а загруженные учебой и прочими делами юные сорванцы. Сначала в это сложно поверить, но прямо при нас в библиотеке появляется 13-летний белобрысый Артем Крамар. Он зашел показать своим подругам-библиотекаршам новую картину, еще совсем свежую, с мокрыми красками. Картину мальчик написал не без помощи работников библиотеки — вместе они нашли в интернете фотографию с красивым пейзажем и распечатали. А уже на занятиях в художественной школе Артем написал картину маслом. Мальчика тут называют не только талантливым художником, но и лучшим читателем. На вопрос о последней прочитанной книге отвечает мгновенно: «Гамлет» в переводе Андруховича с рисунками Ерко. Ничего такая».
Напоследок спрашиваем у библиотекарей, много ли они сами читают. Так же мгновенно получаем ответ от настоящего энтузиаста чтения, библиотекаря Ольги Владимировны: «Понимаете, тут бы и хотел не читать — так не получится. Вот придет ко мне ребенок, возьмет в руки книгу и спросит «А она интересная? О чем здесь?». И что, я отвечу, что не знаю? Ну, уж нет. Буду ночью читать, чтобы детям советовать только самое лучшее и интересное. Иначе, зачем тогда библиотекарь?»