ГлавнаяОбществоЖиття

Десятинная церковь будет восстановлена

Строительство церкви на месте разрушенной большевиками Десятинной – штука выгодная одновременно многим в Украине. И для церковников, и для антицерковников, и для националистов, и для промосковски настроенных людей. Строительство выгодно и власть имущим, и оппозиционерам. Более того – оно выгодно Украине как субъекту истории. И, конечно, как все действительно выгодные процессы – отвергается большинством местных жителей.

Десятинная церковь будет восстановлена
Фото: fotki.yandex.ru

Судите сами.

Почему строительство церкви выгодно церковникам? Ответ на этот вопрос, на деле, сложнее, чем принято думать.

Люди со скромным умишкой заявляют, что московскому патриархату эта церковь нужна, чтобы «застолбить» чрезвычайно денежное место. Мол, какой приход может быть прибыльнее?

Однако смысл этого строительства для Церкви лежит в плоскости идеальной, а не материальной.

Так, например, о каком восстановлении истинной веры после десятилетий господства марксистско-ленинского культа может говорить патриарх Кирилл, если на месте первой и поэтому главной церкви земли русской до сих пор, так сказать, «зияющая дыра» большевизма?

Да, неплохо, что Храм Христа Спасителя восстановлен, по всей России-матушке службы служат... а что в Киеве-то? Что с Десятинной? Кишка тонка?

Ну, даже если не принимать во внимание московский центр Церкви, то киевский митрополит также не может считать себя завершившим восстановление церковной организации и после коммунистов, и после выходки Филарета, пока на месте ключевого храма – его отсутствие.

О какой большой роли Церкви в жизни общества можно вести речь, если влияния Церкви не хватает для восстановления её, Церкви, источника? О каком массовом христианском воспитании детей можно говорить, если эти люди не умеют отстаивать собственную правду среди безбожников?

Иными словами, для Церкви вопрос о том, что будет на месте Десятинной, это вопрос о том, а жива ли она вообще после всего произошедшего с ней в 20-м веке? Вот потому и было бы по-настоящему странно для Церкви не заняться строительством этого храма.

Фото: fotki.yandex.ru

Почему же тогда строительство церкви на месте Десятинной выгодно и антицерковникам?

Прошу простить мне трюизмы, однако любой процесс должен стать чрезмерным, чтобы вызвать «контрпроцесс». Совершенно понятно, что никаких существенных антиклерикальных настроений в обществе возникнуть не может до тех пор, пока Церковь ведёт себя осторожно, осмотрительно. Пока иерархи не показывают себя с непростительно мирской стороны.

Вспомните, какой интерес к Церкви возник в СССР в последние его годы. Чем он был вызван? Он был вызван тем, что люди попросту отвыкли от пузатых и алчных священников, которые провоцировали у публики тошноту во времена Российской империи.

Люди в 1980-е шли в Церковь, потому что Церковь не была похожа на дикую свору номенклатуры, грабившей и лгавшей. Да и личности там были удивительные – один, например, Александр Мень чего стоил.

Затем наступило охлаждение в отношении публики к Церкви. Охлаждение, которое патриарх Кирилл своей энергичной деятельностью постепенно превращает в исторический тренд.

Дело даже не в том, что его называют патриархом всея алкоголя и табака. Дело в том, что в Церкви всё чаще обнаруживаются делающими карьеру люди, которые ещё лет десять-пятнадцать назад пошли бы «работать» в ФСБ. А ещё раньше – в Комсомол.

Это такой типаж, который всё что угодно – и даже строительство церквушек – легко конвертирует сначала в дачу, а затем в любую другую свою обеспеченность.

И вот понятно, что религия – это не для всех духовный труд. А те, для кого это бизнес, в последние годы стали показывать себя во всей красе, – безумно дорогой красе. Их экспансию – ну, в интересах общества, с точки зрения антицерковников, – было бы неплохо остановить. Ведь ещё немного – и они «пробьют» строительство церквушек чуть ли не в каждом детском саду.

Так что проблема Десятинной – это как раз тот самый шаг, который делает процесс экспансии дельцов в рясах чрезмерным. Конфликт по этому поводу вполне покажет любому, даже самому «толстокожему» человеку в нашей стране, что ещё одной алчной корпорации народу не выдержать. Нужно лишь грамотно это подать – и результат гарантирован.

Вот построят – и это памятник проблеме поповских аппетитов.

Фото: fotki.yandex.ru

Почему же строительство церкви на месте Десятинной выгодно националистам? Тут ответ ещё проще.

Кто у украинских националистов главный враг? Правильно: Россия. А какую роль сейчас в России играет православие? Правильно: это у них новая официальная национальная идея.

Простой вопрос: а по какому это праву они считают своей национальной идеей то, что принадлежит Киеву?

Если уж украинские националисты исходят из того, что Россия – это орда, только слегка подросшая, то следует уделять максимальное внимание тому, чтобы «украинизировать» любой серьёзный аспект жизни в этой самой орде.

Они пришли к православию? Отлично, это свидетельствует о краже. Киево-Печерская лавра где? Украина. Почаев где? Украина. Десятинная где? Украина? Да у нас тут верующих столько, что им даже одного патриархата мало.

Какие ещё вопросы?

Ну и вот пока на месте Десятинной – её отсутствие, россияне не выглядят цыганчой, переодевшейся в украденную одежду.

А когда эта церковь будет построена...

Фото: fotki.yandex.ru

Что же с промосковски настроенными людьми? Им строительство Десятинной тоже выгодно.

У нас всё-таки достаточно трусливая – в международных делах – центральная власть. А представьте себе только, на какой внешнеполитический конфликт она может нарваться, попытавшись сформулировать внятную религиозную политику в Украине.

Скажешь, что московский патриархат – правильный, остальные – самозванцы, – ну сразу получишь «чёрную метку» от всего свободного мира по причине угнетения религиозных свобод. Скажешь, что у нас – религиозная многовекторность, – проклянут от Кремля до самых до окраин.

А ничего не сказать – тоже нельзя, особенно потому, что митрополит Владимир и «патриарх Филарет» старенькие уже, того и гляди придётся наблюдать большую бузу по поводу преемников и будущего Церкви и вырабатывать какое-то к ней отношение...

Таким образом, надо понимать, что уж если человек москвофил, то в современных исторических обстоятельствах, ему ничего не остаётся, кроме активного киевофобства. Любой плюс официальному Киеву – это минус официальной Москве и наоборот. Ибо это два субъекта, действующих на одном российским имперском пространстве, и двоих оно не выдержит. Чему подтверждение – вся история последних нескольких веков.

Фото: fotki.yandex.ru

В чём же тогда выгода для украинских власть имущих? Казалось бы – с учётом всего вышеизложенного никакой такой выгоды нет и быть не может, однако...

Вот зачем Путину был нужен «Общероссийский народный фронт»? А Медведеву – тема модернизации? Правильно: чтобы обществу было что обсуждать, кроме всяческих несправедливостей жизни под плохонькой властью преемников президента Ельцина.

В России вообще блестяще умеют задать тему для национального трёпа: то олигарха Прохорова заставят партию возглавить и о своих премьерских перспективах рассуждать, то совершенно серьёзно разыгрывают спектакль по вопросу «Дима или Вова станет следующим президентом?», то наподмигивают там что-нибудь на встрече с Обамой, и потом весь диссидентствующий рунет месяцами убеждает американскую администрацию не проводить «политику перезагрузки» в отношениях с Россией.

А вот в Украине ничего такого никто не делает. Казалось бы – ну заявите, что Верховную раду было бы неплохо вместе с комитетами перевести в Батурин, – и месяца два будет такой фурор, что никто и не вспомнит о пенсионной реформе. Потом можно сказать, что с Верховной радой погорячились, а вот, к примеру, Верховному суду действительно лучше поехать в Батурин, – мол, на природе лучше думается о судопроизводстве. Утрирую, конечно.

Но в современном мире управление нацией если и обходится без таких «сценарных» вещей, то есть без моделирования сцен для освещения в медиа, – то крайне редко.

И вот строительство церкви на месте Десятинной – это как раз хорошая «сценарная» вещь. Тут же пространство для манёвра настолько широкое, что даже странно, как это им до сих пор не пользуются. Драйва в вопросе, минимум, на несколько месяцев, а если ещё референдум устроить о целесообразности строительства или по выбору проекта – так и на полгода.

Или кто-то забыл, что христиане у нас в стране – наибольшая группа среди избирателей, а столица – решающий регион?

Фото: fotki.yandex.ru

Собственно, поэтому строительство выгодно и для оппозиции. Тут-то много возможностей.

Можно говорить, что центральные власти преступно бездействуют. Или преступно действуют. Можно говорить, что права верующих опять нарушаются. Или права неверующих опять нарушаются. Можно говорить, что Киев снова уродуют одичавшие застройщики. Или вопреки интригам властей энтузиасты пытаются восстановить тот самый старый Киев, который коммунисты превратили в скопления хрущоб вокруг райкомов...

У нас сейчас в оппозиции многие – так что, каждый может найти себе благодатный аспект.

Фото: fotki.yandex.ru

А в чём же выгода для Украины как субъекта истории?

Что ж, задайте себе вопрос, который, по большому счёту, должен быть в основе нашего восприятия себя как страны: а чьи мы потомки?

Мы же сюда не с неба упали, поэтому надо ответить. Что, собственно, у нас за корни? Это 1990-е? Это большевизм? Или это что-то более раннее? Подчёркиваю: вариант «всё» выбрать не удастся, потому что в любые времена будут люди, которые скажут, что их предков тут жестоко убили, и будут люди, которые ответят на это «ну и правильно». А вот какие-нибудь древние времена, в этом смысле, вполне безопасны: в самом деле, у кого могут быть претензии, скажем, к Великому княжеству литовскому?

С другой стороны, а мы с вами произошли от чего – от реальности или всё-таки от мечты?

Если хорошенько подумать над этими вопросами, то нельзя не прийти к выводу, что лучше нам выбрать вариант «от мечты». Ну, какого-нибудь приличного человека вроде Петра Могилы.

А что там завещал Пётр Могила по поводу Десятинной? Правильно: восстановить. И это завещал бы, подозреваю, любой другой приличный персонаж из нашего с вами прошлого.

Вот Косиор, Каганович и Лазаренко завещали бы что-то другое, но не их же нам слушать?

Так что, если большевизм – не наш выбор, то явно не наш же выбор и наследие большевизма. А уж отсутствие церкви на месте Десятинной – это как раз наследие большевизма.

Как ни крути, но если бы не большевики, то сейчас бы и вопрос о строительстве на месте Десятинной не возник. Стояло бы себе приятное церковникам зданьице – и все бы считали его неотъемлемой частью городского тела. И часть эта, к тому же, находилась бы под защитой ЮНЕСКО.

Впрочем, общество в Украине (как говорят злопыхатели - по причине врождённого мазохизма) всегда выбирает невыгодные варианты, и поэтому вовсе не странно, что сейчас столь многие протестуют против строительства церкви.

Точно так же, как наши люди набирают кредитов в валюте, не имея доходов в валюте, и смотрят сериалы – в том числе политический – вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза, – они хотят выбрать и музеефикацию вандализма вместо того, чтобы поддержать строительство того, чему там и место.

И в этой ситуации радует одно: Церковь не может не заниматься этим строительством, не может не построить там храм в конце концов. Иначе ей придётся отвергнуть саму себя. А значит, и одной большевистской дырой в стране станет меньше. И кому хватит ума – тот обратит к своей выгоде всё это большое дело.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram