Эту информацию подтвердил Андрей Сердюк, президент Национальной академии медицинских наук. В интервью еженедельнику «Зеркало недели» он сказал следующее: «Центр будет отселен с территории Лавры, но для этого мы должны найти соответствующее помещение, желательно даже лучше того, где сейчас размещаются больные. Думаю, КГГА пойдет нам навстречу. А в том корпусе планируют обустроить прибежище для паломников, и, возможно, будет хосписное отделение».
Напомним суть конфликта. Рядом с Киево-Печерской Лаврой расположена клиника для ВИЧ-инфицированных. Современная, с дорогим оборудованием и ремонтом. Причем ремонт сделан на деньги спонсоров и иностранных общественных организаций, а не государства или церкви. УПЦ считает, что клинику нужно выселить, а помещение отдать Лавре. Так, в июле прошлого года настоятель Лавры архиепископ Павел (он же – депутат Киевсовета от ПР Петр Лебедь) назвал клинику «притоном» и заявил, что не хочет сосуществовать на одной территории с больными.
Как известно, нынче во власти не принято отказывать Московскому патриархату. В Министерстве здравоохранения оперативно создали рабочую группу, которая должна найти новое помещение для инфекционной клиники. Как только Минздрав справится с задачей, клинику выселят, и рядом с Лаврой появится «прибежище для паломников» или «хосписное» отделение – как решит руководство монастыря. К слову, ранее информация о прибежище для паломников не озвучивалась. Не далее, как зимой, архиепископ Павел на вопрос о том, какое применение церковь найдет больничному помещению, ответил автору этой статьи дословно следующее: «Пока вы не дали средств, чтобы мы сделали ремонты. А когда сделаем ремонт, я думаю, что мы обойдемся без ваших соображений и без вашего совета, что нам сделать в этих помещениях». Позже он заявлял, что монастырь откроет на месте клиники свою больницу - для священнослужителей и прихожан.
По информации общественных организаций, изначально в этом здании церковь планировала организовать отель для vip-паломников.
С точки зрения истории, УПЦ действительно имеет право претендовать на это здание. «Здание построено, скорее всего, на деньги монастыря. Об этом есть сведения, например, в «Адресном справочнике» за 1914 год. Больница предназначалась для больных паломников, имелось 100 коек, - рассказал LB.ua историк, киевовед Михаил Кальницкий. – Впрочем, религиозного смысла помещение не имело, это всегда была именно больница. Так что применять к нему норму о возвращении сооружений культа религиозным общинам просто нелогично. У монастырей и заводы были, и отели, и доходные дома – их же никто возвращать не собирается. Ну а если возьмутся такие нерелигиозные объекты отдавать церкви, то и частные наследники захотят получить имущество, принадлежавшее их предкам. А закона о реституции, как известно, у нас нет».
К слову, среди историков нет единого мнению по поводу правопреемства нынешних обитателей Лавры по отношению к Русской православной церкви. Бывший директор лаврского заповедника Сергей Королевец говорил, что: «Здание (инфекционной больница – прим.Авт.) строила Русская православная церковь. Она перестала существовать после свержения царской власти. Позже была создана другая РПЦ, действующая и сейчас, но это совершенно другая организация, не владевшая до прихода большевиков Лаврой, так что ей ничего не полагается возвращать».
ВИЧ-сервисные организации, понятное дело, не в восторге от выселения больницы. «Государство не выделяет лекарства для людей с ВИЧ, ссылаясь на отсутствие денег. Новые больницы тоже не строятся – даже эту отремонтировали и оборудовали за счет различных фондов. Если у государства или у города есть деньги на переселение больницы, то лучше было бы закупить на эти деньги лекарства, которые будут спасать жизни, а не тратить их на переезд, - говорит Дмитрий Шерембей из Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ. – Очень неприятно, что церковь решает свои хозяйственные вопросы за счет больных людей».
Еще более неприятно то, что церковь при решении своих шкурных вопросов позволяет себе нетолерантные высказывания по отношению к ВИЧ-инфицированным. Да и просто странно, когда христианин говорит, что ему неприятно жить рядом с больным человеком, «который гулял, получил все болезни, какие только можно получить». Собственно, даже если человек действительно сам виноват в том, что заболел, где ему искать помощи, как не в церкви?