Двадцать лет украинской независимости сделали Киев городом ещё более фашистским, чем получилось под властью большевиков. Фашистским – не в том смысле, что здесь стало больше организаций или сообществ, старательно копирующих новейшие европейские культы насилия, а на деле – больше похожих на анекдот о нацистах. Кстати, забавно, что самую заметную часть фанов киевского «Динамо», ещё и принадлежащего еврею, составляют господа зигующие.
Фашистским Киев стал ещё больше в том смысле, что городом теперь значительно неудобнее пользоваться людям, которые по какой-то причине не соответствуют норме. Старость, инвалидность, незнание языка... Всему этому в Киеве места нет.
Здоровы, самостоятельны, знакомы с местностью и местными нравами, не особо выделяетесь и не отличаете Джексона Поллока от Джека Керуака – вам понравится. Что-то не так с этим – выбирайте себе какой-то другой город.
Представьте себя, к примеру, человеком, утратившим способность ходить: как вам выбраться из квартиры в сквер воздухом подышать? Весь город будет вам противодействовать.
Сначала подъезд своей конструкцией как бы скажет вам: сиди дома, если ножки не ходят. Затем, коли уж преодолели подъезд, улица скажет вам: нечего было даже и вылезать из подъезда, если инвалидное кресло постоянно в дырах в асфальте застревает и в бордюры упирается.
Ну а потом, конечно, выяснится, что автолюбители напарковали свои «повозки» в самых странных положениях, и вам всё равно не светит протиснуться между ними так, чтобы их не поцарапать или себя ещё как-нибудь не сломать. И не нарваться на гнев автолюбителя – часто и самые смирные люди за рулём превращаются в агрессивных гопников.
Представьте себя просто старым человеком: вы пока ещё можете самостоятельно передвигаться, однако уже не можете делать это так быстро, как молодой здоровый ариец.
Ну-ка, перебегите через улицу Богдана Хмельницкого возле Национальной оперы в будний день за те секунды, пока горит зелёный пешеходам! А через другие улицы, забитые и машинами, и людьми?
Вообразив себя старым, попробуйте проехать в метро с нынешними горожанами, которые совершенно разучились проходить дальше в вагоны и стоят толпой у дверей так, будто боятся не успеть выйти на следующей станции.
Попробуйте влезть в троллейбус, который на полминуты остановился на дороге во второй полосе, потому что всю первую полосу, в том числе и на остановке общественного транспорта, заняли автолюбители своим добром.
Кстати, помните недавнюю неудачную попытку ограбления пункта обмена валют на улице Шота Руставели? Он ещё находится в помещении мало кому нужной в современных обстоятельствах библиотеки с таким объявлением на входной двери:
Так вот, грабитель, пытаясь сбежать на своём ланосе, повредил несколько припаркованных на этой улице автомобилей. И это привело к удивительному результату: день попытки грабежа был единственным будним днём, когда к остановке общественного транспорта, расположенного рядом с этой библиотекой, мог подъехать, собственно, общественный транспорт.
В любой другой будний день автолюбители уверены, что это логичное место для парковки их собственных ненаглядных, а не для остановки общественных троллейбусов и маршруток.
Ну, к автолюбителям тут претензий особых быть не может – они-то также не соответствуют совковой норме, и потому если они для себя в Киеве и находят место, то это, как правило, место, «украденное» у других людей.
Впрочем, старики в нашей стране решительно мешают бездефицитному существованию Пенсионного фонда, а люди с особыми потребностями – портят статистику, так что, попробуем о них не так уж много говорить хотя бы в день города. Должен же быть и у чиновников праздник, в который они могут забыть об угрозах красоте финансовых показателей и стабильности рейтингов.
Киев категорически неудобен для иностранцев.
У этого, конечно, есть и полезная сторона: чужаки видны хорошо, как куча мусора на лесной опушке, – российское Движение против нелегальной иммиграции могло бы лишь порадоваться.
Однако если цель общества состоит всё-таки не в развитии фашизма, а в некоем ином развитии, то было бы неплохо, чтобы город был, по крайней мере, понятен иностранцам и настроен по отношению к ним не мошеннически.
Кто такой киевский таксист? Это человек, который называет иностранцу цену в три-четыре раза больше той, какую называет местным.
Кто такой киевский патрульный? Это человек, чьим основным занятием является проверка у иностранцев документов с целью обнаружения хоть какого-то повода содрать денег себе в карман.
Помните случай с попыткой задержания в центре Киева Кристофа Рисса – личного гостя президента Януковича? Милицейское начальство затем ездило извиняться к нему в отель.
Так вот, подобное происходит в городе давно и поставлено на поток, и ни на какие извинения в абсолютном большинстве случаев иностранец даже и не может рассчитывать.
Он не может рассчитывать и на честное признание городских властей в том, что в выходной день на Крещатике лучше быть осмотрительнее. Ну, вот может же милиция сказать киевлянкам: в тёмное время суток не ходите по улицам в драгоценностях. Так почему не может сказать китайцам и вьетнамцам, что в выходные дни лучше обходить Крещатик и Майдан?
Например, китайца, который учился со мной в университете, на Крещатике какие-то гопники ударили по голове пивной бутылкой. Никто не помог, и только через некоторое время какая-то старушка вызвала скорую помощь. Была суббота, середина дня. Тогда он ещё не знал, что там лучше не появляться вообще в такие дни, если у тебя глаза поуже, чем у местных.
Попробуйте-ка ощутить себя иностранцем, пытающимся пользоваться Киевом, в котором большинство надписей и объявлений – на украинском или русском языках. Что вы сможете узнать о городе, если вы не владеете этими языками?
Можно, конечно, воображать себя пупом земли и думать, что англификация Киеву и не нужна. Однако мы тут не в том положении, чтобы игнорировать потребность дублировать хотя бы основную информацию в городе на английском языке.
Хороший пример – исторические здания и памятники, которые в Киеве пока ещё не совсем развалились. Если уж ставится задача увеличить количество туристов, посещающих Киев, то почему бы не подумать о том, чтобы сопроводить достопримечательности минимальными сведениями о них на основных иностранных языках? Не каждый же турист бродит по городу в составе туристической группы с гидом.
Вообразите, что вы иностранный турист, однако не пенсионер из Западной Европы или старенький канадский украинец. Чем же в Киеве вы сможете полюбоваться? Множеством церквей, некоторым количеством милой старины. А ещё?
Каштаны? Скверы? Берега Днепра? Музей Великой отечественной войны? Выставка цветов?
Повторяю: вы не пенсионер и такие скучные вещи вас не удовлетворяют. Куда пойти?
Проблема в том, что Киев так и оставался бы маленьким фашистским мирком добрых старых ценностей и самодовольной жизни закрытого общества, мирком, способным всего лишь на недельку стать досугом для организованных групп европейских пенсионеров, – если бы не Пинчукартцентр, инициативы Казбека Бектурсунова и вечериночный энтузиазм некоторых киевлян.
Да и то, это штучные вещи – в городе просто некуда пойти, если вы не христианский паломник или если вас не удовлетворяют неспешные прогулки по центру города и вареники с вишней. Мир меняется, а Киев остаётся захолустным, не хочет становиться лучше, как муж на диване, который толстеет и не отрывается от газеты или телевизора.
Иностранное кино на языке оригинала в кинотеатре? Ну, нет. У нас в разгаре украинизация.
Современная музыка? Ну, нет. Сначала музыкант доживёт до того, что станет никому не нужным на Западе, и только после этого ему начнут устраивать концерты в Киеве.
Поменять валюту в выходной или в праздничный день по пристойному курсу? Ну, нет. Если не знаете, где нормальный обменник, то терпите: у нас тут первичное накопление капитала.
Остановились не в отеле, заблудились вечером в городе и потеряли бумажку, на которой написано, как называется ваша улица? Ну, так и будет.
Кстати, однажды буквально из кустов на Липках ко мне с приятелем выскочил польский турист, потерявший вот такую бумажку и запомнивший лишь то, что остановился в доме в центре, из окон в котором видно много деревьев и церковь.
Очень редкий для центра Киева пейзаж, правда?
Этот человек вообще не представлял, как ему найти свою улицу, свой дом, и никто из прохожих, за помощью к которым он обращался до нас, не смог понять его польский, что совсем уж странно для украинцев.
Ситуацию усугублял ещё и тот факт, что на улицу он вышел без паспорта, с небольшой суммой денег и без мобильного телефона. Он сам не знал, почему так.
Поужинал, погулял, познакомился с какими-то местными девушками, потом сбежал от них и заблудился. Он был в отчаянии и собирался «идти в полицию» за помощью.
Мы его от этой глупой затеи отговорили, объяснив, что тут не ЕС, и в милиции он найдёт всё что угодно, кроме помощи. Взяли такси, отвезли его к лавре, к протестантской кирхе на Лютеранской, к Михайловскому и Софийскому соборам, к Андреевской церкви. Свою улицу он узнал, увидев Покровский женский монастырь.
Его счастье в тот момент трудно описать. Интересно, что бы с ним стало, если бы он не встретил нас? Почти ночь, без денег и документов и местный язык не знает.
В общем, в очередной День Киева, небольшого фашистского городишки, удобного для исключительных и зацикленного на себе самом, стоит подумать: а как здесь будет жить дальше?
Тогда, когда людей станет плюс миллион-два. Когда количество машин увеличится. Когда городская инфраструктура ещё поистрепается, а старые дома ещё обветшают. Когда церквей ещё прибавится, а этики ещё убавится. Ну, и когда Украина «зиганёт» в ответ на рост националистических и нацистских настроений в странах ЕС?
На любой улице, практически в любом доме можно увидеть, что в Киеве оказались «лишними» старики и инвалиды. Во многих районах «лишние» – иностранцы и любые не похожие на дарницких или борщаговских пацанчиков люди. Почти везде автовладелец – чужак, ведь совковый идеал социальной нормальности не предусматривал наличие собственных автомобилей. Культурные запросы выше телевизора, церкви, алкоголя и пейнтбола? Уезжай и поскорее.
Ну как, есть что праздновать?