15 марта во всем мире отмечали день защиты прав потребителей. И один человек провел его особенно ярко. Его имя не называют, хотя стоило бы: очень небедный житель Китая преподнес всему миру урок на тему "что такое хорошо и что такое плохо в отношении к покупателю". Суть в следующем: в ноябре 2010 года этот герой нашего времени купил Lamborghini Gallardo, которая через какой-то промежуток времени перестала заводиться. "Ну, подумаешь – суперкар не заводится, было бы из-за чего переживать. Это вообще техника специфичная, ей по статусу положено" - согласитесь, подобный ход мыслей вряд ли кого-то удивляет. Так ли подумал состоятельный гражданин Китая или нет, но машина была погружена на эвакуатор и отправлена на фирменный сервис. Если бы все было хорошо, новостные ленты не сообщили бы о том, что сервисмены неисправность не только не устранили, но еще и повредили бампер и подвеску спорткара. Письмо с претензиями на имя главы китайского подразделения Lamborghini делу не помогло, тоже самое касается и обращения к руководству всего Volkswagen Group, в состав которого входит итальянский автопроизводитель.
Как бы действовал в таком случае европеец? И насколько велика вероятность того, что к покупателю из Европы отнеслись бы так же? Одно точно: ни итальянцы, ни немцы не ожидали того, что сделал китайский покупатель Gallardo. А он не стал вновь писать гневные письма или подавать в суд. Он просто нанял несколько парней - и дал им в руки кувалды. Они обступили Gallardo – и в течении нескольких минут "подрехтовали" имидж итальянской марки, показав всему миру, что если Lamborghini в отдельных случаях о своих клиентах не слишком-то заботится, то клиенты, в свою очередь, совершенно не обязаны переживать за имидж марки - YouTube тому свидетель.
По-сути, экс-владелец Lambo нашел достаточно действенный способ наказать виновных за ущемление своих законных прав. Да, вариант не самый бюджетный, но если человек может себе это позволить – почему бы не напомнить кое-кому о таком понятии, как репутация?
Вся эта история навела меня на следующие мысли: если на самом емком в мире рынке ( а значит, и на самом важном) подобные ошибки допускает топ-менеджмент одного из самых известных в мире автопроизводителей, то может быть у нас есть шанс?
Идея в том, что Украина становится страной "hand made" - и соответствующим отношением к потребителю, когда каждая мелочь имеет значение. Представьте: одежда, обувь, музыкальные инструменты, часы - ручной работы. Кондитерские изделия – сплошь натуральные, с именным штампом на упаковке. Да что угодно – и все с надписью "hand made in Ukraine".
Автомобили, само собой, тоже.
Как к этому прийти?
Думаю, сценарий примерно такой: поняв, что самостоятельно прописать толковый налоговый кодекс не получается, власти наймут хороших западных спецов. Получив грамотно проработанную нормативную базу, ее, конечно, сразу примут и введут в действие. И поскольку это самый лучший налоговый кодекс на планете, богатейшие люди страны возвращают свои кровные миллиарды в Украину, решив этим вопрос инвестирования. Банкиры видят, что в страну пошли деньги - и начинают кредитовать по вменяемым ставкам. Как следствие – улучшившееся состояние экономики позволяет избавиться от необходимости выпрашивать очередной кредит у каких-нибудь богатых заграничных дядей, ведь по закону "деньги к деньгам" вслед за возвращенными "отечественными" миллиардами потянутся средства различных инвестфондов, которые вдруг обнаруживают в Европе идеальный объект для инвестиций.
Нужен конкретный пример? Запросто: в феврале прошлого года фирма Spyker перевела свое производство из родной Голландии в английский Ковентри, аргументировав это тем, что больше половины комплектующих для Spyker производится в Великобритании. Таким образом, небольшая компания, производящая сверх-эксклюзивную технику (в год со стапелей сходит всего несколько десятков авто), хочет сэкономить средства. А месяц назад Spyker приобрел Владимир Антонов – и наверняка уже раздумывает над тем, не перевести ли производство этих авто в Украину? Ведь тут со дня на день заработает самый лучший налоговый кодекс на планете, вот-вот возьмутся за дороги в масштабах страны, рынок эксклюзивных спорткаров – в зачаточном состоянии (а значит, перспектива роста рынка измеряется в двузначных числах); оплату труда не сравнить с британской – при том, что кадры для организации производства вполне реально как найти, так и подготовить… В общем, для "hand made"-производителя - просто рай. И уж конечно, когда Spyker начнет продавать свои автомобили ручной украинской сборки в Китае, сопровождение каждого клиента будет организовано на привычном для нас уровне – тут ведь никому и в голову не придет допускать репутационные риски в духе Lamborghini, правда?
Я даже могу сказать, кто придет вслед за Spyker. По моим расчетам, это будет Ferrari. Нет, конечно, сразу строить новый завод по производству суперкаров у нас не будут (хотя – вот как на духу! – примеру Spyker последует еще пара-тройка "hand made"-производителей), но подразделение Ferrari Idea, которое отвечает за символику и сувениры, наверняка разместит производство в Украине. Где еще в мире лучше сделают лимитированную серию часов или отошьют новую коллекцию к очередному автоспортивному сезону по адекватным ценам?
В магазинах развлекательного комплекса Ferrari World Abu Dhabi будут с ужасом вспоминать те времена, когда одежду для поклонников марки шили Kappa или Puma, а производство часов было отдано на откуп no name’фабрике в Швейцарии.
После Ferrari Idea придут ребята из Porsche Design, которые запустят здесь мощности по производству всей линейки аксессуаров от Porsche – от очков до мобильных телефонов. А потом поймут, что в Украине вполне могут делать не только дизайнерские вещи, но и серьезно работать с технологиями посложней. Так в нашу страну в силу оптимальных промышленно-экономических условий переведут из Германии производство гибридных спорт-каров Porsche.
Естественно, для всего этого потребуются сборочные линии, пресс-формы, станки – а главное люди с хорошей подготовкой. Т.е. и в системе образования придется кое-что поменять.
Наблюдая за всем этим, в Сант-Агата Болоньезе будут лить горькие слезы, помня что один недовольный обслуживаением китаец спровоцировал промышленную революцию общемирового масштаба.
Ну что, как Вам идея "страны hand made"?
Фото производителей