ГлавнаяОбществоЖиття

Автообзор. Секретное оружие

3 марта - день официального открытия Женевского автосалона. Благодаря журналистам, уже рассказавшим о главных новинках, его посетители точно знают, на какой стенд стоит заглянуть в первую очередь.

Автообзор. Секретное оружие
Фото: www.autosphere.ru

Если говорить о моих фаворитах - то это стенды Saab и Rinspeed. Объясню почему: и шведская фирма, и швейцарское ателье может служить примером маленького, но настоящего чуда.

Возьмем Saab. Фирму, основанную в 1937 году, кратко можно охарактеризовать так: они дали миру массовый turbo и "проехали" мимо глобализации. Я имею в виду, что одним из первых массовых авто с двигателем, оснащенным турбиной, были старые добрые „99” и „900”. А умеренный спрос на продукцию Saab привел к тому, что General Motors, ставшая полновластным хозяином шведской компании в 2000-м году, работала со шведским брендом словно по остаточному принципу. Поэтому мода на бейдж-инжиниринг и прочие маркетинговые ухищрения его лишь слегка зацепила (и слава Богу!). Например, желая расширить клиентуру - ох уж эта слепая погоня за продажами! - в середине "нулевых" GM предложила рынку сразу две модели, по-сути не имеющие к марке Saab никакого отношения: это была перелицованная Subaru Impreza, в "шведском" обличье получившая индекс 9-2Х, и видоизмененный Chevrolet TrailBlazer, получивший шильдик 9-7Х.

Saab 9-5
Фото: www.autosphere.ru
Saab 9-5

9-2Х "не пошел" сразу – и японцы сняли его с производства буквально через год после старта. 9-7Х продержался дольше, однако так и не был принят традиционными поклонниками марки, которые ездят на Saab из поколения в поколение. После чего GM, прямо как в том анекдоте, сказала "ну, не смогла я. Не смогла…" - и в самом конце 2009 года решила упразднить марку. Знаете, что произошло после этого? Поклонники Saab организовали движение "Стань спасателем Saab", а сами саабовцы начали активно искать партнера, в союзе с которым можно было бы продолжать выпуск одних из самых харизматичных авто в мире.

И такой партнер нашелся. Даже несмотря на то, что и в лучшие времена Saab выпускал порядка 100 тысяч авто в год, что по нынешним меркам – просто капля в море. Правда, сначала инициативу компании Spyker, производящей в год несколько десятков сверх-эксклюзивных спорткаров, не восприняли всерьез. И тем не менее, именно голландская фирма купила Saab у GM. "Ну, вот теперь им обоим точно конец" - сказали аналитики. И на данный момент я бы сказал, что они неслабо ошиблись.

Осенью прошлого года, в Париже, глава Виктор Мюллер перечислил сделанное к тому моменту: они формировали сеть дилеров, работали над универсалом 9-5, заключили договор с BMW о поставках для Saab 1.6-литрового турбомотора, разработали полноприводное гибридное шасси и представили электрический 9-3 Sport Combi.

А теперь от прошедших событий – к дню сегодняшнему. В Женеве Saab показал концепт PhoeniX, 9-5 в кузове универсал, обновленный 9-3, который теперь называется 9-3 Griffin и кабриолет 9-3 Convertible Independence Edition, выпущенный ограниченной серией в 366 экземпляров в честь первой годовщины независимости от GM, которую саабовцы отмечали 23 февраля.

Плюс к этому в середине февраля с конвейера сошел первый кроссовер 9-4Х и буквально накануне Женевского автосалона было принято решение сконцентрироваться на марке Saab, продав подразделение Spyker российскому бизнесмену Владимиру Антонову.

Все это проделала, компания, продавшая за весь 2010 год 31696 автомобилей.

Другой пример чудес менеджмента и экономики – компания Rinspeed Франка Риндеркнехта. На мой взгляд она – сродни Saab - отличный пример промышленного чуда. Каждый год в Женеву мсье Риндеркнехт привозит нечто, совершенно не укладывающееся в рамки привычного уклада автомобильной жизни. Подводная лодка на базе Lotus (Rinspeed sQuba). Пикап на агрегатах Porsche 911 (Rinspeed Bedouin). Mercedes A-Class, превращенный в родстер-трансформер (Rinspeed Presto). Это то, что приходит в голову сходу.

Если говорить о последних работах, то в 2009-м был показан Rinspeed iChange – электромобиль на литиево-ионных аккумуляторах, в котором рядом функций можно управлять с помощью iPhone, инсталлируемого в бортовую систему коммуникации.

В 2010-м Rinspeed UC? продемонстрировал, каким образом личное транспортное средство на электрической тяге может быть составной частью транспортной системы города или страны: передвижение по городу сменяется парковкой на платформе скоростного поезда, где во время трансфера к месту назначения происходит зарядка аккумуляторов UC?

В этом году в Женеву привезли Rinspeed BamBoo: похоже, Риндеркнехт и его единомышленники за пару лет устали от серьезных транспортных изысканий и решили отдохнуть – благо, это у них получается просто замечательно. Лучше, чем сами создатели, об этой машине не скажешь: это "sun & fun car". Его слоган – "вкус лета". Конечно, он двигается за счет электрической энергии. И поскольку даже на пляжах Таити сейчас не обойтись без Интернета, поделиться впечатлениями от sun & fun можно посредством Facebook – BamBoo обеспечит доступ к социальной сети. После того, как свежие фото стали доступны Вашим друзьям, снимаете задние сиденья – и располагаетесь в них уже на пляже. А знаете, откуда такое название? Для изготовления ряда элементов использовалось бамбуковое волокно.

Rinspeed BamBoo
Фото: www.autosphere.ru
Rinspeed BamBoo

В общем, Rinspeed – это сплав модельного дома и конструкторского бюро, где полная независимость от объемов продаж позволяет мыслить свободно. Ведь партнеры мсье Риндеркнехта - а с Rinspeed охотно работали и работают Apple, Goodyear, Harman/Kardon, Henkel, HTC, Pirelli, Sharp, Siemens – с удовольствием помогают ему в реализации самых неожиданных технических задумок. Думаю, не в последнюю очередь – в силу авангардной репутации швейцарского ателье.

И знаете, читая новости из Женевы о Saab и Rinspeed, я подумал: они просто думают, работают, ищут – и находят. Да, у этих компаний нет мульти-миллиардных амбиций, но люди, работающие там, просто делают свое дело. Делают настолько хорошо, насколько это возможно. Мне кажется, именно этим можно объяснить те чудеса менеджмента и экономики, которые они показывают. Виктор Мюллер – глава Saab – так и сказал: секрет, ключ ко всему - в отношении, с которым ты подходишь к делу.

Интересно, когда у нас прекратят кроить бюджеты и откаты по принципу "а це щє під помідори" - и займутся делом? Ведь не может же страна вечно жить "от сахара до гречки с поправкой на бензин"…

Юрий Бугаев, автообозреватель ИА "МОСТ-Харьков"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram