Lb.ua удалось подтвердить информацию о невыплате стипендий. Как рассказал изданию заместитель главы Всеукраинской молодежной общественной организации «Фундация региональных инициатив» Антон Деликатный, деньги просто не доходят до университетов. «Ситуация такая, что бюджет еще распределяется, до ректоров деньги не доходят, - говорит Деликатный. – Студенты не получают стипендии, идут к ректору, а ректор им рассказывает, что в стране нет денег. Еще более распространенная ситуация – студентам выплачивают деньги без учета индексации».
Минимальная стипендия в учебных заведения 3-4 уровня аккредитации составляет 530 грн. Стипендии должны индексироваться в соответствии с Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным Кабмином. Так и происходило до этого года, рассказывает Деликатный. Теперь же в ряде вузов студенты начали получать 530 грн вместо привычных 700 (приблизительно) с индексацией. Ответ ректоров все тот же: извините, в стране нет денег.
Пикантно, что всего лишь несколько месяцев назад премьер-министр Николай Азаров обещал поднять стипендии студентам и даже ввести 13-ую стипендию. Впрочем, одновременно с этим в Минобразе обсуждалась возможность вообще отменить стипендии – платить их только малоимущим или же за особые заслуги.
И все это происходит на фоне и без того растущего возмущения студентов действиями властей. Не далее, как сегодня, киевские студенты пикетировали Верховную Раду с требованием не принимать Закон о высшем образовании.
В Верховной Раде сейчас рассматривается целых два законопроекта в высшем образовании. Первый - авторства нардепа Юрия Мирошниченко, а второй был написал в Министерстве образования и подан на рассмотрение парламента группой депутатов. Надо сказать, что министерство активно открещивается от авторства законопроекта, но не менее активно лоббирует его принятие. На круглом столе в министерстве, куда пригласили представителей общественных организаций, директор департамента высшего образования Ярослав Болюбаш сказал дословно следующее: «Мы должны объединиться и принять закон, иначе мы все должны подписать документ о том, что мы враги Украины».
Еще до круглого стола студенческие организации выдвинули целый ряд претензий к законопроекту группы депутатов. В открытом письме к главе Комитета ВР по вопросам науки и образования Владимиру Полохало, студенты выступают против предусмотренных в законопроекте:
- сокращения объемов госзаказа (бюджетных мест в вузах);
- возможности увеличения платы за учебу уже после подписания договора о зачислении на первый курс;
- ограничений прав студенческого самоуправления;
- деления учебных заведений на университеты, институты, колледжи и т.д. в зависимости от количества студентов в учебном заведении, а также ряда других норм.
Кроме того, законопроект нивелирует роль внешнего тестирования – одной из немногих удачных реформ в украинском образовании. По мнению эксперта «Центра образовательного мониторинга», первого директора Центра оценивания качества образования Лилии Гриневич, вес результатов внешнего тестирования в конкурсном бале абитуриента должен составлять не менее 80%. А в случае принятия законопроекта группы депутатов, оно будет составлять всего около 30% - кроме тестов и среднего балла аттестата будет учитываться также некий балл университета. «Фактически, это означает маргинализацию тестирования, - говорит Гриневич. – Во всех странах, где есть система внешнего оценивания, его результат составляет не менее 80% в конкурсном бале абитуриента».
С учетом того, насколько масштабное мероприятие – внешнее тестирование (работа авторов над несколькими вариантами тестов, строгая конфиденциальность, печать, синхронное проведение во всех городах и весях), действительно удивляет желание министерства «утопить» его результаты в раздутом с 12 до 200 баллов аттестате и непонятной оценке от вуза. С таким удовольствием от тестирования можно просто отказаться, и, возможно, именно к этому все и идет.
Все претензии к законопроекту неоднократно озвучивались общественными и студенческими организациями. На уже упомянутом круглом столе список претензий был еще раз передан в Министерство, и первый заместитель министра Евгений Сулима обещал, что все желающие представители общественных организаций смогут войти в рабочую группу, которая будет заниматься усовершенствованием законопроекта.
«После этого был еще один круглый стол – уже не с Сулимой, а с самим Табачником, - рассказывает Деликатный. – Но о нем никто не знал. Вернее, рассылали пресс-анонс, но наверное только тем фиктивным студенческим организациям, которые существуют для «поддержки» Табачника. Мы случайно узнали, что будет круглый стол, я попробовал аккредитоваться – но мне сказали, что уже поздно. Тогда я просто пришел в министерство, но меня не пустили в зал! Самое смешное, что круглый стол назывался «Диалог власти с молодежью», а меня, представителя молодежной организации, на него просто не пустили».
Если добавить к этому перманентный конфликт Табачника с Киево-Могилянской академией и несколькими другими вузами, складывается впечатление, что цель министра образования – всех достать. И вывести на улицы как минимум студентов, как максимум – другие слои населения, ведь революции традиционно начинаются именно со студенческих протестов. Интересно только, зачем Дмитрию Владимировичу революция, и кого из членов правительства он хочет утащить вместе с собой в политическое небытие.