Этот Центр, напомню, занимается организацией внешнего тестирования. Ликарчук уволен, а на его место Табачник назначил свою заместительницу - луганчанку и блюстительницу русского языка Ирину Зайцеву. Дама, бесспорно, очень интересная, но поговорим пока об уволенном Ликарчуке.
Игорь Ликарчук руководил центром с дня его основания. С 2006-го года. Фактически, под руководством этого человека система была построена, протестирована и внедрена. И внедрена, надо сказать, очень неплохо - хотя в первый год внедрения абитуриенты и боялись тестирования, к 2010-ому отношение в обществе к нему было уже скорее позитивным. Это в нашем обществе, которое в принципе все новшества воспринимает в штыки. Конечно, участники тестирования часто были недовольны своими результатами, подавали апелляции, заявляли о неадекватности того или иного теста, иногда в тестах действительно находили ошибки - но каких-либо масштабных, массовых проблем с тестированием в период его становления не было.
Более того, в год, когда внедрялись тесты, и украинцы еще не очень понимали, что происходит, многие спрашивали меня (я писала о тестировании и считалась кем-то вроде эксперта), куда теперь нести взятки, чтобы ребенок поступил? Я объясняла, что канал для коррупции стал гораздо уже, чем был ранее - если до внедрения тестирования «занести» можно было любому члену приемной комиссии в выбранном вузе, то сегодня круг людей, которые гипотетически могут повлиять на оценки, полученные за тестирование, очень ограничен. Да, кто-то наверняка имеет доступ ко всем тестам - но это не любой сотрудник Центра оценивания качества образования, а разве что несколько его руководителей. Хотя в теории даже они никогда не знали, какой именно вариант тестов отправится на пункты тестирования.
«А вот в школе сына моей знакомой учится дочь министра, так они еще накануне знали все вопросы тестирования», - периодически рассказывали знакомые знакомых. Но реально ни одного (!) факта коррупции в Центре оценивания качества образования за все годы его существования зафиксировано не было. Согласитесь, для украинской государственной структуры это достижение.
В связи со всем вышеизложенным у причастных к образованию людей оставалась надежда, что Игоря Ликарчука не уволят - в конце концов, тестирование не простой процесс, и руководить им должен человек, который знает все его тонкости. Тем более, что сам Дмитрий Табачник, судя по его реформам, не очень понимает, в чем суть тестирования. Причина, по которой якобы уволили Ликарчука, подтверждает это еще раз. Так, замминистра образования Евгений Сулима, комментируя увольнение Ликарчука, сказал, что «к руководителю Центра было много вопросов, связанных с организацией тестирования-2010, в частности, было много жалоб на тесты по английскому языку». Жалобы действительно были - на то, что тест очень сложный. Что в принципе не влияет на результаты тестирования, так как они - рейтинговые, потому за сложный тест абитуриенты получают не плохие оценки, а обычное место в рейтинге - баллы, которые они имеют по сравнению с другими участниками теста.
Впрочем, печально даже не то, что Ликарчука заменили, а то, кем его заменили. Заместитель министра Ирина Зайцева никогда не занималась организацией тестирования, а министерстве ей была поручена, по ее же словам, «воспитательная работа». Свою жизнь товарищ Зайцева посвятила русскому языку и борьбе против его угнетателей на территории Украины. Родилась в России, закончила Луганский педуниверситет, по специальности - учитель русского языка и литературы, работала в родном институте на кафедре русского языка, занимает руководящую должность в «Луганском областном российском центре», часто публично выступает в защиту русского языка (и с линчеванием угнетателей). Выступать предпочитает на русском же. В СМИ поговаривают, что товарищ Зайцева не знает украинского языка, - но говорить об этом уверенно могут, конечно, только люди, которые близко знакомы с новым руководителем Центра оценивания качества образования, а автор к ним не относится.
Высказывания Ирины Зайцевой можно считать не только русофильскими, но и украинофобскими. К примеру, в свое время на заседании круглого стола в Луганске она говорила следующее: «Языковую проблему, существующую в Украине, где государственным языком признан украинский, но значительная (если не большая!) часть населения считает родным русский, нельзя недооценивать. Ведь, воспитывая и обучая детей на чужом для них языке, при этом никак не способствуя развитию родной речи, Украина беднеет и нравственно, и духовно». Там же: «Украинское государство умышленно затормаживает интеллектуальное развитие своих граждан. Психологи многих стран давно доказали, что при обучении ребенка на неродном языке его интеллектуальный потенциал снижается на 45-50 процентов!». Кроме того, Зайцевой принадлежит чудесное высказывание о «поколении оранжевых», которое успел воспитать президент Виктор Ющенко, и которые не дадут защитникам русского языка расслабиться, с которыми придется бороться.
Мог бы возникнуть вопрос, что такой человек делает на руководящей должности в украинском государстве. Но не возникнет, конечно, ведь на руководящей должности уже есть Дмитрий Табачник. Потому придется отойти от нашего «оранжевого воспитания» и спросить просто: как этот субъект, не имеющий никакого отношения к тестированию, может руководить Центром оценивания качества образования?
Центр образовательного мониторинга, который занимается общественным контролем внешнего тестирования, уже опубликовал обращение, в котором предполагает, что Табачник провел такую рокировку с целью уничтожить тестирование в Украине. «Устранение без какой-либо мотивации с должности директора УЦОКО Игоря Ликарчука и назначение на нее человека, который не компетентен в вопросах тестирования, логично вписываются в ряд других действий Дмитрия Табачника, направленных на невозможность равного доступа граждан к качественному образованию и сведение на нет роли внешнего независимого оценивания как прозрачной процедуры. - говорится в обращении. - На протяжении последних лет тестирование давало возможность абитуриентам из бедных семей поступить в престижные высшие учебные заведения исключительно благодаря своим знаниям и целенаправленности. Фактически такие действия (речь о действиях Табачника - прим.авт.) являются скрытой формой для возвращения коррупции при поступлении в университеты».
Если в Центре образовательного мониторинга ошибаются, и министр не имеет таких злодейских планов, он не станет увольнять хотя бы других сотрудников Центра оценивания качества образования, которые владеют технологией организации внешнего тестирования. А если в ближайшее время мы увидим волну увольнений в УЦОКО - значит, на данном этапе развития страны эта реформа будет стараниями нынешнего руководства министерства остановлена, даже если она формально останется существовать. Что тоже, конечно, не повод паниковать - у тестирования долговременная перспектива гораздо лучше, чем у Табачника и Зайцевой.