Я вспомнил эту шутку потому, что на прошлой неделе в истории автомобиля случился тот самый миллениум. Смена эпох. Знаковое событие, с которого начала свой отсчет новейшая история транспортных средств – автомобилями в прежнем смысле это уже не назовешь.
Итак, добро пожаловать в автомобильный 21-й век: впервые за 47-летнюю историю европейского конкурса "Автомобиль Года" победителем стал электромобиль.
Напомню: в 2005-м "Автомобилем Года" стала гибридная Toyota Prius. И хотя это свидетельствовало о серьезных изменениях, которые происходят в мышлении европейцев, присутствие в конструкции Prius бензинового мотора все-таки смягчало осознание того факта, что современные бензиновые моторы сдали свои монопольные позиции под натиском инноваций.
И вот, спустя 5 лет, японцы снова преподнесли сюрприз: в движение он приводится исключительно за счет электричества и называется "Nissan Leaf".
Можно сказать, на прошлой неделе финишировал золотой век автомобиля - чисто бензиновое 20-е столетие официально завершено. А 21 век, похоже, будет представлять собой высокооктановый амперно-высоковольтный микс. Для того, чтобы понять, почему тема электромобилей стала вдруг такой популярной, предлагаю вам кое-какие циферки. Итак, ожидается, что к 2050 году парк легковых транспортных средств увеличится больше, чем втрое: с нынешних 600 миллионов до минимум 2 миллиардов единиц. Даже если прогноз сбудется на половину, совершенно понятно, что вся эта техника не может передвигаться благодаря двигателям внутреннего сгорания. И поскольку на данный момент общепризнанным вектором развития экологически-чистого транспорта стали электромобили, уже через год-два мы будем наблюдать за переформатированием автомобильного рынка.
К примеру, в Германии правительство хочет, чтобы к 2030 году в стране использовалось 5 млн EV (electric vehicles). Эта цифра вполне соотносится с прогнозируемым количеством электромобилей от общего объема рынка - 10% к 2030 году, но такие темпы развития невозможны без серьезных финансовых вливаний.
Собственно, всплеск серьезной работы автопроизводителей над электромобилями был вызван как раз инвестициями государств - к примеру, Германия намерена в ближайшие 5 лет потратить на развитие электрических транспортных средств 1 млрд. евро; летом нынешнего года стало известно, что США финансирует аналогичную 10-летнюю программу в объеме 3.9 млрд. долларов. Эти деньги планируется потратить как на создание сети энергозаправок, так и на комплекс исследовательских работ и льготы на приобретение электромобилей. На первый взгляд может показаться, что суммы – с учетом масштаба задачи – просто смешные. Но ведь свои средства в развитие рынка электромобилей вкладывают и сами производители.
Например, BMW вкладывает порядка 530 млн евро в создание новых мощностей для производства одного только своего Megacity Vehicle (MCV) в Лейпциге. Другой пример - "электрическая" программа концерна Renault-Nissan объемом 4 миллиарда евро, рассчитанная на несколько ближайших лет. На эти деньги планируется запустить в производство 8 различных EV'моделей в 5 рыночных сегментах.
На данный момент, похоже, эти затраты начинают себя оправдывать. Интересно, когда Карлос Гон – шеф Renault-Nissan - представлял Leaf (а с ним - и россыпь электрических моделей от Renault) на автосалоне в Париже, он уже догадывался о том, какой подарок ждет его к Новому Году?
Ведь совершенно очевидно, что титул "Автомобиль Года" для Nissan Leaf- это аванс, который еще только предстоит отработать. Потому что, в сущности, сегодня необходимо создать полноценный сектор нового рынка. Электромобили – как когда-то автомобиль - нужно обеспечить инфраструкторой: заправками, сервисом… Внушительные средства необходимо вкладывать и в технологии сбережения энергии, потому что сегодня полностью заряженная батарея того же Leaf обеспечивает 160-километровый запас хода. Возможности предсерийных конкурентов чуть выше – до 200 км, но дозарядка на 80% по "экспресс-методу" все равно требует 30 минут, а вот полностью разряженную батарею от бытовой электросети можно зарядить за 7-8 часов…
Т.е. если говорить трезво, получается, что пока не будут созданы более легкие аккумуляторы с меньшим временем перезарядки, EV – даже при условии оперативного развертывания сети стандартизированных энергозаправок – останутся городским и пригородным транспортом.
В общем, журналисты 23 европейских стран, по итогам голосования которых и была добыта историческая победа Leaf, похоже, в первый раз проголосовали не за комплекс потребительских свойств. Скорее, это был "приз за смелость и волю к победе". Такое себе пожелание хозяйке дома: "делай что хочешь – лишь бы было вкусно".
А будет ли нам вкусно? Т.е. стоит ли овчинка выделки?
Вот это, пожалуй, главное. Заявленная стоимость машины для европейских покупателей – порядка 30 тысяч евро. Первыми приобрести Leaf смогут жители Великобритании, Голландии, Ирландии и Португалии. И именно они смогут ответить на вопрос: действительно ли эксплуатационные расходы составляют чуть больше 1 евро – т.е. 11 грн - на 100 км(!!!). Если это так, то даже достаточно высокая - как для семейного хетча - цена покажется вполне адекватной. Ведь сейчас при усредненном расходе топлива в 10л и ориентировочной стоимости бензина 8 грн/л каждая сотня пробега обходится примерно в 80 грн.
Осталось понять, сколько будет стоить замена аккумулятора, который является самой дорогостоящей деталью электромобиля. Но в целом, на данный момент Nissan Leaf создает ощущение такого себе iPod на колесах: ни у кого такого еще нет, не совсем понятно, насколько он будет удобен в пользовании, но высокая цена, определенные требования к использованию и статус "первого в мире" уже сейчас делают из этой машины фишку наподобие Prius. Leaf даже круче: ему нужен "свой" переходник для зарядки. А если затраты на 100 км пробега подтвердятся, эта "фишка на колесах" станет экономически выгодной.