Что действующая власть якобы проводит советизацию страны. Впрочем, до избрания Януковича президентом разговоров о совках, которые мешают нам жить, тоже было предостаточно.
Есть такое чудесное словосочетание — «советский менталитет». Звонишь какому-нибудь эксперту, чтобы взять комментарий к статье, и он тебе тут же выдает: «Так все дело в советском менталитете!» При этом безразлично, о чем именно спрашиваешь— об экологических проблемах (совки засоряют пространство и не думают о будующем), о политических (какая демократия с такими совками), о бездомных животных (исключительно, исключительно советская проблема!) или о новой коллекции украинского дизайнера (вы понимаете, не может быть высокой моды в стране совков).
Словом, за годы журналистской деятельности я определила для себя, какой смысл все более-менее уважаемые люди в стране вкладывают в словосочетание «советский менталитет». Это — жлобство, безвкусица, жадность, жизнь сегодняшним днем, запуганность, затюканность, примитивное мышление, что там еще плохого в людях бывает? В некотором смысле я согласна с ораторами. Жлобство, затюканность и примитивное мышление — это действительно именно то, что мешает нам жить, а также строить прекрасное и доброе государство. Осталось вывести за рамки Советский Союз, которого уже 19 лет как нет, и это непонятное до конца рядовому гражданину без гуманитарного образования слово — менталитет.
Но нет, говорящие головы не дадут СССР почить в бозе. Некрофилия на марше. Читаю в одной популярной соцсети заметку молодого человека о разборках между молодежно-студенческими организациями. Молодежно! Студенческими! Как вы думаете, что, по мнению автора заметки, послужило причиной хамского поведения враждебной ему организации? Конечно же, это - советский менталитет. Не знаю, родился ли сам автор в Союзе, но большинство нынешних студентов наблюдали СССР только сквозь погремушки на колясках. Советские, конечно, погремушки, может это именно они так плохо сказались на менталитете младенцев?
У медали есть и другая сторона. Пока одни граждане изо всех сил ищут в себе и окружающих советский менталитет, другие с ностальгией вспоминают самую вкусную докторскую колбасу и итальянские сапоги, выброшенные в 81-ом году перед 8-ым марта. Ничего, что итальянские сапоги давно перестали быть диковинкой, без очередей и дефицита они не имеют того очарования. Эти две группы бьют друг другу виртуальные носы, пытаясь доказать, что жертв Голодомора было меньше, больше или вообще не было. Пытаясь оправдать Сталина или доказать, что он еще хуже, чем принято считать. Интерес к истории — это, конечно, прекрасно, но складывается впечатление, что в украинском обществе интерес к Сталину превышает даже интерес к Гарри Поттеру. А если серьезно, то Иосиф Сталин в современной Украине — реально действующая политическая фигура. Живее всех живых, что называется.
Потому вполне логично, что сегодня многие видят в действиях власти возвращение СССР. Они просто ждут его, этого возвращения. Даже те, кто люто, искренне ненавидит Советский Союз и все, что с ним связано. Более того, эти ждут возвращения Союза больше других — им ведь нужен материал для ненависти и бешенства, сколько можно обсасывать дела 70-летней давности? Именно от этой группы (чаще всего они называют себя националистами, хотя мне кажется, что национализм — это любовь, а не ненависть) чаще всего исходят крики о возвращении Большого Совка.
Я оглядываюсь. Ни колхозов, ни сильного пролетариата, ни идеологии. В детском саду не учат любить Ленина, как учили когда-то меня. В школах нет октябрят, пионеров и однообразной формы. Нет и советской сути - даже в младших классах уже учатся истинные капиталисты. В стране правят деньги, буйным пенициллиновым цветом цветет политический плюрализм, в новостях - движение «Стоп цензуре» и голые сиськи псевдофеминисток. Русификация - да, возможно, но размах ее тоже не так велик, да и русификация — не синоним тоталитаризма.
Возможно, проблема в том, что я не хочу возвращения Совка? Мне хочется только, чтобы в моей стране не вспоминали каждый день тиранов из далекого прошлого, не крутили в могилах умерших в муках предков, помнили историю, но не оправдывали себя ею. Именно в этой жалости к своей нации, в этой ненависти к давно прошедшему, равно как и в сладострастной ностальгии за ТОЙ докторской колбасой, мне видится он — советский менталитет. И я не знаю, сколько еще поколений погремушек должно сменится, чтобы мы начали жить сегодняшним днем, не ожидая возвращения прошлого.