ГлавнаяОбществоЖиття

​Слово из четырех букв

Кто о чем, а вшивый о бане. Точнее – уже больше по привычке, чем по необходимости – о нашей когда-то уникальной, а ныне практически уничтоженной археологии.

​Слово из четырех букв

Казалось бы, что еще можно написать нового, и так все сто раз писано-переписано? Но, похоже, назревает небольшой международный скандал! А с нашей археологией такое случалось нечасто!

Итак, 19 сентября на имя министра культуры Михаила Кулиняка был отправлен факс, подписанный председателем правления Фонда международного искусства и образования Артуром А. Хартманом. Речь идет о чрезвычайно авторитетном и уважаемом в Америке человеке, который, помимо прочего, был в 1981-1987 годах послом США в СССР.

Артур Хартман

Господин Хартман выражает недоумение по поводу того, что украинский Минкульт не разрешил Музею национального культурного наследия «Платар» вывести в США коллекцию древностей. Собственно, первый и пока единственный международно-украинский археологический скандал был тоже связан с «Платаром».

В апреле 2008-го в варшавском Национальном музее двумя президентами, Виктором Ющенко и Лехом Качиньским, была открыта археологическая выставка «Платар». В тот же день Gazeta Wyborcza – одно из самых авторитетных польских изданий – поместила материал о недопустимости публичного экспонирования предметов, полученных явно нелегальным путем.

Спустя два дня с протестом против проведения выставки выступило Научное общество польских археологов. Скандал был настолько силен, что выставку закрыли в минимально приличные сроки, а сотрудники варшавского музея вспоминают ее как страшный сон.

Надо сказать, что после Варшавы «Платар» планировали перевезти в Будапешт, в Музей этнографии. Но венгерские археологи, предупрежденные польскими коллегами, заранее высказали дирекции музея протест, и выставку тихо отменили.

С точки зрения любого цивилизованного европейца частное археологическое коллекционирование – дело, мягко говоря, не совсем благопристойное. В мире практически нет крупных частных археологических коллекций. Потому что даже в тех странах, где такое хобби в силу разных причин возможно, государство защищается очень эффективным способом – налогами. Это я к сведению наших «собирателей».

Но вернемся к американскому факсу. Господин Хартман пишет, что по выставке подписаны соответственные международные договоры. Правда умалчивает, что от украинской стороны выступает не Минкульт, а тот же «Платар». Поэтому фразы о консультациях с адвокатами «о путях возмещения ущерба» или о том, что «если украинская сторона решит просто отменить ее, мы ожидаем от вас покрытия всех этих расходов» выглядят очень наивно.

Объяснить такую странную позицию весьма компетентного и уважаемого человека можно лишь одним – господин Хартман подписал текст, в котором не очень разобрался. Недаром послание начинается фразой: «Я только что узнал от Грега Гурова, президента Фонда…». Господин Гуров на самом деле и есть тот человек, который организовывает с американской стороны выезд «Платар». В свое время, еще в конце 90-х годов прошлого века он уже попадал в неприятную историю, связанную с международными выставками. Тогда им организовывалась выставка национальных сокровищ Грузии в США. Ее подготовка вызвала такой сильный протест со стороны работников культуры, студентов и грузинской Патриархии, что лично президент Шеварднадзе был вынужден выставку отменить.

Собственно, желание американцев приглашать экспозиции из Европы понятно, учитывая традиционный интерес музеев США к европейским археологическим культурам. В самих Штатах европейские археологические коллекции начали формироваться еще в конце XIX или начале XX века, но не за счет раскопок, а путем покупок незаконно полученных экспонатов. Эта «добрая» традиция существовала до самого последнего времени, пока в 2005 году не разразился страшный скандал.

Правительства Италии, а позже Греции, основываясь на нормах международного права, обвинили сразу две авторитетные американские организации – фонд Гетти и Метрополитен-музей – в приобретении археологических экспонатов, незаконно найденных и вывезенных с их территорий. До суда дело доведено не было, поскольку обвиняемые добровольно вернули все экспонаты.

Казалось бы, эта история должна чему-то научить и такого опытного человека, как Грег Гуров, тем более что он столкнулся с нежеланием украинских археологов участвовать в этом проекте. Неплохо было бы просчитать и возможные риски, связанные с сомнительным происхождением коллекции.

Например, в свое время мне совместно с московскими коллегами довелось написать статью о любопытном типе подделок. На старинные, но достаточно распространенные украшения – пряжки и заколки, – современный «умелец» доделывал искусные золотые накладки, умело их «состаривал» и затем реализовывал по цене минимум на порядок выше, чем стоили собственно древние вещи. После выхода нашей публикации один из тогдашних сотрудников «Платар» высказал мне претензию по поводу того, что в статье использованы фотографии предметов из их коллекции без ссылок на источник. Какого же было его изумление, когда я ему ответил, что к отбору иллюстраций не имел отношения, а фотографии эти предоставлены московским НИИ реставрации, через который в свое время и проходили сами находки! А ведь границу Российской Федерации эти экспонаты официально не пересекали!

Пряжка с золотой накладкой из коллекции "Платар"

То есть, российская сторона в любой момент, основываясь на международном праве в сфере охраны культурного наследия, может потребовать ареста выставки и возврата экспонатов. Это, между прочим, станет пятном не только на репутации американских организаторов выставочного проекта…

Весь же сыр-бор с факсом разгорелся-то из-за выставки, которая уже более месяца благополучно проходит в США. Это собрание украинских икон и предметов сакрального искусства из коллекций Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В голове не укладывается – зачем к выставке украинских икон пристегивать сомнительную археологическую коллекцию? Может, затем, что иконы экспонируют два авторитетнейших государственных музея, а Музей национального культурного наследия «Платар» – не более чем «закрытое акционерное общество»?

Поэтому вдогонку факсу г-на Хартмана Минкульт и получил любопытное письмо от директора музея «Платар» Николая Жлукто. Господин директор музея учит министра культуры основам законодательства.

Цитирую: «Согласно Закону Украины «Об охране культурного наследия» памятниками археологии являются предметы, найденные во время археологических раскопок, а предметы, находящиеся в частных и государственных учреждениях, являются предметами старины». Прямо не директор, а унтер-офицерская вдова!

Во всей фразе только название закона написано правильно. Г-н Жлукто не знает, что «памятники археологии» – это недвижимые объекты: городища, могильники, курганы и т.п. А вот движимые предметы, связанные с этими объектами, закон определяет как исключительную собственность государства. Что же касается «предметов, находящихся в частных руках», то вовсе они не «предметы старины». Для них существует специальный термин в международном праве – «элементы археологического наследия, полученные в результате неконтролируемых находок или незаконных раскопок, или же неправомерно в результате официальных раскопок». Так гласит Европейская конвенция об охране археологического наследия 1992 года, и действие ее, по нашему законодательству, имеет приоритет над «внутренними» законами.

В связи с этим вспоминается совсем недавняя история. В начале года стало известно, что несколько лет назад на берегу озера Ялпуг под Одессой было случайно найдено и ограблено одно из богатейших захоронений эпохи Великого переселения народов. Судьба сокровищ до сих пор остается неизвестной, а в руки археологов попали только фотографии некоторых предметов.

Верховная Рада – что даже странно! – оперативно сделала запрос в МВД с требованием разобраться. Министр Могилев – а кто же сомневался! – не менее оперативно ответил, что разобрались, ничего не нашли, поэтому «принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела».

Практически в это же время в Литве произошла аналогичная история – в прессу попала информация о том, что богатое погребение эпохи викингов было незаконно обнаружено и продано на аукционе в Германии. Так вот, литовский Сейм не ждал ответов полиции, а оперативно внес в законодательство правки, запрещающие использование детекторов металла.

Похоже, в истории с одесскими сокровищами разбираться просто не захотели. Совершенно точно, что не проверяли информацию о нескольких (подчеркиваю – лишь нескольких!) находках из этой могилы, попавших… в тот же самый «Платар».

Золотая "кабанья головка" из находок у озера Ялпуг

Наверное, достаточным показалось то, что представитель владельцев коллекции оперативно открестился от такой возможности. Да вот незадача, в Интернете были фотографии находок с Ялпуга! Одна из тех находок – золотая головка кабанчика, украшенная альмандинами, на которой заметны следы железных окислов, и сегодня спокойно экспонируется в витрине выставки «Платар»! Собственно, ситуация с нашими внутренними археологическими делами куда хуже, чем отдельные попытки вывезти «сомнительную» археологию за рубеж. Просто тут, внутри, мы почти уже привыкли. Теперь начинаем привыкать и «снаружи».

Та же "головка" в экспозиции "Платар"

Иначе как объяснить, что вскользь промелькнувшая по ТВ информация от Владимира Сивковича о том, что некий Юсеф Харес, экс-советник президента Ющенко, вывез из Украины в Европу огромные сокровища, так и не имела продолжения?

Все это сводится к старому, но показательному анекдоту. В замке Снежной Королевы мальчик Кай на полу что-то выкладывает из осколков зеркала. «Что ты делаешь, мальчик?» – спрашивает Королева. «Я хочу выложить слово ВЕЧНОСТЬ! – отвечает Кай. – Но у меня есть только буквы П, А, Ж и О».Вот так, как ни пытаемся сложить вечность, получается только слово из четырех букв…

Максим Левада, археолог
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram