Шутки-шутками, но как Вы можете быть уверенными в том, что ночью Вам не удалили почку в пользу бедных детей Германии? А потом пересадили Вам обратно такую же, только выращенную из клеток украденной? Подобные перспективы светлого будущего все ближе и ближе к налогоплательщикам.
Трансплантология – область, объединяющая не только все медико-биологические науки, но также напрямую связанная с мечтами о вечной жизни и ужасом перед Страшным Судом. Пересадить участок кожи после ожога – это еще ладно, но сменить сердце, почки, печень и легкие стареющему тирану – дело серьезное. И все больше и больше похожее на реальность.
Успешные операции по пересадке органов породили целые очереди из пациентов, ожидающих большой аварии, чтобы получить вожделенный трансплант. Замечу, очень больных пациентов. Часто не способных ждать два-три года, пока мимо будет пробегать приличное легкое.
Кроме того. Бич всей трансплантологии – отторжение. В случаях с пересадкой костного мозга называемое “болезнь трансплант против хозяина” (GvHD – graft versus host disease). Как бы оно ни называлось, приятного от него мало. Иммунная система не была предупреждена о том, что “у нас гости, и теперь они будут жить с нами”. Она, как любая приличная хозяйка, сердится. И дает всем по шее. Запускаются реакции сродни аутоиммунным: организм атакует сам себя. Это чревато как минимум тем, что новый орган работать не будет. Как максимум – угадайте сами. Промежуточный вариант – ре-трансплантация. То есть, новый орган, в надежде, что он не будет отторжен. Кстати, тогда этот орган не получит кто-то другой. Другая альтернатива: медикаментозная – иммуносупрессоры (инфекции, налетай!). Короче говоря, весело.
Поэтому-то усилия по выращиванию органов из клеток самого пациента такие титанические. Дело в том, что многие наши органы содержат запас “сырых” клеток, из которых можно, в случае проблемы, восстановить утраченные “взрослые” клетки. Такое “сырье” есть не во всех органах и работает оно неоднозначно. И все же, если взять часть здоровой ткани и получить из нее эти юные клетки, их можно “уговорить” развиваться во взрослый орган, находясь в пробирке. По идее.
Тут есть два момента: ткань-донор должна быть здоровой. Были мысли взять часть печени алкоголика и вырастить ему новую, но уже циррозную печень. Чтобы знал, где раки. Но почему-то финансирование данного проекта прикрыли.
Во-вторых, клеток этих мало, и уговорить их очень сложно. Иногда невозможно. Тут открывается жаркая полемика на тему: “А восстанавливаются ли нервные клетки?”, но я вникать не буду. Пересадить себе мозг, хоть свой, хоть кого-то умного, пока что нельзя.
Единственный мозг, который можно пересадить, это костный. Который, по сути, и не мозг. А совокупность “сырых” клеток кровеносной и, частично, иммунной систем. Этот мозг пересаживают больным близким родственникам (меньше вероятность отторжения). Также его сохраняют здоровым людям, чтобы им же пересадить позже. Пожалуй, это один из наиболее востребованных и важных трансплантов. Без одной почки можно жить, без крови – сложнее.
Но есть и другие жизненно-важные органы: легкие, сердце, печень. Их вполне реально вырастить в лаборатории. Правда, пока только для мышей. К сожалению, после трансплантации выживаемость животных не высокая.
Harald Ott из Harvard Medical School утверждает, что его группа вот-вот представит методику выращивания искусственных легких. По последним достижениям после пересадки “своего” нового легкого, мыши выживают до шести часов. Конечно, это маловато. Ну, а вы сами-то можете хоть на пять минут новое легкое сделать? Ну, вот я тоже. Так что шесть часов – не так уж и мало. Тем более, что раньше могли только два.
искусственное легкое
Похуже пока с сердцем. Группа все того же Harald Ott (представляю, сколько на него студентов работает) вырастила сердечную мышцу, отвечающую сокращениями на электрические импульсы. Про полную функциональность говорить рано, но, товарищи, речь все же об искуственном сердце, не каких-то там ушах!
искусственная сердечная мышца
Печень. Ох уж эта печень. Ситуация с ней двоякая: с одной стороны, печень сама прекрасно регенерирует (честно). То есть, добить ее, это нужно приложить серьезные усилия. С другой стороны, кровообращение печени – не зря вопрос на засыпку отличников медуниверситетов: воротная система печени очень сложна.
искусственная печень
Спасибо ей, фильтрует все, что только может. Так что вырастить полкило печени – не проблема, а вот вырастить полноценный орган – задача трудная. Однако, получилось. Ребята из Massachusetts General Hospital в Бостоне вырастили.
Конечно, до того, чтобы вырастить себе “про запаз” печень или легкие, чтобы потом с чистой совестью пить и курить, еще не дошло. А когда дойдет, я уверен, нравственный вопрос мы решим быстро.
Но, пожалуй, всегда будут органы, вырастить которые будет невозможно. Или же не нужно. И уж конечно, даже самая лучшая искуственная почка будет хуже родной, вырасшей с вами вместе, рука об руку, так сказать. Но и даже возможность создать “простые” органы, вроде кожи или кишечника, но такие, чтобы не отторгались и работали, уже потрясает.
Не знаю, сможем ли мы когда-то вырастить себе полностью новое тело, чтобы туда “переехать”. И если все-таки да, вопросы “переезда” остаются вне парафии биологов.