ГлавнаяОбществоЖиття

Записки режиссера. О чем кричим?

Еще со времен Аристотеля известно, что основой драматургии является конфликт. Причем основой любой драматургии – театральной, кинематографической, литературной и, представьте себе, даже телевизионной.

Записки режиссера. О чем кричим?

Если его нет, то смотреть, слушать и читать нечего. Да и некому. Потому что сопереживание виртуальному конфликту (а это лучший способ получить удовольствие от искусства) для большинства потребителей гораздо доступнее и приятнее, чем морока и риск становиться участником конфликта реального.

Так вот, если набраться мужества и все-таки включить наш телевизор, то можно сразу обнаружить, что в большинстве передач, где у нас появляются люди и начинают говорить друг с другом, отсутствует вот этот знаменитый аристотелевский принцип – конфликт как драматургическая основа предмета искусства. Вернее, он присутствует, но не тот, который имеет хоть какое-то отношение к искусству…

Короче, в основе существования некоторых отечественных политических телепрограмм (да и всего нашего развеселого парламента, кстати, тоже) лежит вовсе не конфликт, разрешающийся в конструктивном диалоге, а банальный скандал. Пусть в лучшем своем воплощении – споре, но все-равно… И это у нас считается проявлением высшего пилотажа ТВ мастерства.Вы скажете, что в таком споре или скандале срываются маски, рождается истина? И что за этим интересно следить? Хочу вас разочаровать: в этом споре, а тем более в скандале, ничего не срывается и не рождается, а только наоборот – убивается. Убивается время и желание с помощью культурного диалога хоть на йоту приблизится к истине. Если, конечно, для вас важна именно она, а не примитивное удовольствие от участия во всенародном виртуальном линчевании ненавистного оппонента.

Но именно подобная модель поведения в любой возникающей на ТВ дискуссии является у нас сейчас самой востребованной. Зачем тратить время на попытки найти общий язык, зачем выслушивать и пытаться понять аргументы другого, зачем демонстрировать миллионной аудитории в качестве примера для подражания толерантность, дружелюбие и готовность признать свою неправоту, если можно предложить украинским телезрителям гораздо более простой и понятный способ общения.

И вот сегодня благодаря преимущественно такому незамысловатому, но агрессивному телепродукту мы успешно прививаем обществу деструктивные модели ведения разговора с оппонентом. По своему многолетнему опыту работы на ТВ знаю, что зрители теперь уже редко хотят видеть в студии людей, ведущих себя в споре корректно и объективно, действительно желающих прийти к единой точке зрения.

Чаще всего они рады появлению известных гостей, которые переходят на личности уже после второго аргумента. Это поднимает рейтинг как самих приглашенных персон, так и телеканала. И с каждым годом ситуация в сфере медиа становится все печальнее. Но хуже всего то, что примеры подобного поведения стремительно распространяются в нашем восприимчивом обществе как заразная болезнь!

«В мире существует только один способ одержать верх в споре, – считал Карнеги, – это уклониться от него». Дискуссия без спора? Спор без скандала? Разговор без перехода на личности, крики и взаимные оскорбления? Возможно ли это? И что при этом будет с нашим телевидением?

Не знаю. Мне, честно говоря, на это наплевать. Но я уверен, что без такого телевидения (да и парламента, кстати, тоже) народу Украины станет не только легче и приятнее общаться, но и договариваться между собой.

Анатолий БорсюкАнатолий Борсюк, режиссер, тележурналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram